| |

Каменногорск-Лосево. Открытие водного сезона 2021 года сплавом по Вуоксе

Некоторое время назад я начал открывать для себя северо-запад Ленинградской области. О поездках в Гвардейское и Боровинку я уже рассказывал. Это были разведывательные, подготовительные выезды перед задуманным ещё в прошлом году путешествием из Каменногорска в Лосево.

Сезон водных походов я традиционно открываю на майских праздниках. Двух дней для сплава маловато, много времени уходит на стапель и выход с маршрута. В случае с Каменногорском – ещё и на дорогу, ведь в данный момент сюда можно добраться только с пересадкой в Выборге. А вот трёхдневный поход позволяет и спокойнее зайти и выйти с маршрута, и насладиться свободным днём, когда не нужно никуда спешить.

Выйдя утром первого мая на балкон, я обрадовался безоблачному небу и яркому солнцу. Настоящая весна! Но, пока Ласточка везла меня и огромное количество других туристов в Выборг, весна уступила зиме: на пересадочной платформе нас слегка присыпало снегом. Скрывшееся за облаками солнце совершенно перестало согревать, и я, пожалевший было о том, что взял с собой тяжёлую зимнюю куртку, с удовольствием укутался. Дальнейшее похолодание и перекрасившееся в свинец небо ассоциировались уже с осенью. И вся эта гамма сезонов пролетела за пару часов!

Вместе со мной в сторону Каменногорска ехало две группы туристов-водников. С одной из них я познакомился. Старая школа! Большая шестивёсельная лодка с парусом, аккумуляторы, бензопила… Всё для максимально комфортного отдыха. Немного пообщавшись, мы решили стапелиться вместе. Мне очень интересен был процесс подготовки большой группы к сплаву. Это новые знания, поскольку водный туризм я осваивал самостоятельно и без участия в группах.

В поезде Юлиан и его команда познакомили меня с ещё одним удивительным членом своего экипажа: с ними была кошка! К сожалению, северо-восточным ветром из моей головы выдуло имя героического животного, но я был впечатлён.

От станции “38 километр” мы прошли по дороге на северо-восток около пятисот метров до небольшой бухты. Она оказалась отличным местом для стапеля: пологий берег с редкими кустами ивы и ровная поверхность небольшого поля, покрытого прошлогодней травой, позволяют комфортно собрать и спустить на воду практически любое разборное судно.

Подготовить пакрафт к походу – дело нескольких минут. Конечно, если все инструменты в исправном состоянии, а в моём случае это было не так. На берегу выяснилось, что шланг насоса лопнул! Причём в дороге, ведь дома я проверял всё снаряжение. Пришлось накачивать лодку, закрывая щели в шланге пальцами. Повезло, что повреждения были не критическими…

Мои новые знакомые остались на берегу заканчивать сборы и обедать, а мне не терпелось начать поход. Тепло простившись и пожелав друг другу удачного отдыха, мы разошлись. А спустя несколько часов снова встретились: воспользовавшись хорошим попутным ветром, лодка с парусным снаряжением легко догнала неуклюжий пакрафт. Это здорово, поскольку мне очень хотелось увидеть плавсредство Юлиана во всей красе.

День первый

Вот и снова я просто никто,
Вот и снова я – только движенье весла,
И летучие рыбы парят за кормой,
И в зените раскинула чайка крыла…
С.Калугин

С каждым взмахом весла внутри меня рождалось и росло ощущение свободы. Ощущение единения с миром, причастности к чему-то великому и непостижимому. И вместе с тем – осознание собственной несущественности. Совокупно эти чувства дают необыкновенный покой. Всё в Мире на своих местах, всё для чего-то нужно, и от меня сейчас зависит совсем немногое: двигаться вперёд…

И всё же я время от времени сбивался с прямого пути и медитативного настроя, вертя головой и залипая на очередной живописный пейзаж. Скалистые берега Вуоксы в окрестностях Каменногорска покрыты смешанным лесом. Ольха, осина, ели и сосны представлены примерно в одинаковых пропорциях. В самых тенистых уголках сохранились маленькие снежники. Практически каждый метр берега предстаёт чем-то удивительным и непохожим на увиденное ранее.

Пообедав на шестом километре пути, к вечеру я прошёл ещё дюжину и расположился на ночлег на островке Круглый. Он оказался уютным и живописным как в лучах заходящего солнца, так и в утренней туманной дымке. После ужина природа расщедрилась на чудесное зрелище послезакатного неба, завершив мою “внутреннюю телепортацию” и окончательно объединив разум и тело.

День второй

Утреннее настроение немного подпортили две вещи: лопнувшая подушка пакрафта и странно работающая газовая горелка. И если первую проблему удалось решить, заменив подушку на скатанный в рулон каремат, то со второй в походных условиях разобраться не представлялось возможным. Похоже, что в шланг или форсунку попала какая-то маслянистая жидкость. Удалить засор простой продувкой не получилось, пришлось смириться и двадцать минут ждать закипания полулитровой кружки воды.

Зато погода баловала. Утренняя туманная дымка рассеялась, и в первой половине дня солнце лишь ненадолго скрывалось за грозными, но редкими тучами. Осадков не было, и за несколько солнечных часов я даже успел немного загореть. Но тем не менее в очередной раз не пожалел, что отправился в поход в зимней куртке. Температура воздуха на солнце едва доходила до десяти градусов выше нуля.

От Каменногорска до Зелёного мыса река представляет собой разлив с множеством скалистых островов, на одном из которых я и ночевал. Далее же, до посёлка Барышево, река оживляется: появляются быстринки, гранит постепенно уступает место песку и ледниковым валунам.

Сюрпризом для меня стал порог у базы, обозначенной на карте как “Шлюз Гремучий”. С берега препятствие выглядело внушительно, а тропа обноса начиналась как раз там, где я остановился, и составляла менее двадцати метров. Но, оценив риски, я принял решение проскочить бурный участок, как следует проверив герметичность сумок со снаряжением. Воды в лодку я почти не набрал, но одной волной здорово окатило мой левый бок. Ощутив холод и сырость под курткой, я не сразу, но догадался: забыл закрыть молнию боковой вентиляции! Захотелось дополнить хорошо отпечатавшиеся в памяти слова Джона Уайзмана: “Проверка всех карманов и имущества, особенно после прохождения сложного участка, должна стать второй натурой…” фразой “…и перед препятствием тоже!”

После порога течение вновь ослабевает. Десятикилометровый отрезок до населённого пункта Барышево ещё можно пройти не напрягаясь, а вот дальше Вуокса становится практически озером, с заросшими камышом берегами… Зато перед разливом я встретил живописную протоку. Жёлтый камыш и бело-чёрные стволы берёз, освещённые вечерним солнцем, создали пейзаж, для Вуоксы несвойственный.

Вечер 2-го мая внёс в походные планы коррективы. С выходом в разлив Вуоксы у посёлка Барышево я получил неожиданную оплеуху порывом встречного ветра. Как же так, сетовал я, когда он успел перемениться..? Гребля на пакрафте по большой воде без течения может быть удовольствием только в безветренную погоду. Наличие волны, особенно встречной, превращает переход в испытание терпения. Двадцать махов веслом… Перерыв на два счёта… А за это время инерция движения гаснет и лодку начинает относить назад.

Идти в таком темпе очень утомительно. Я пристал к окружённому зарослями камыша безымянному острову и хотел было разбивать лагерь для отдыха, но, сверившись с навигатором, увидел, что прошёл за день расстояние меньшее, чем планировал. Кроме того, все подходы к воде на острове были завалены гниющим камышом, что делало добычу хорошей воды непростой задачей.

Доев остатки сухофруктов с холодным чаем, я принял решение совершить ещё один переход. Мыс напротив Солнечного острова, судя по карте, должен был быть свободен от растительности. От него до конечной точки маршрута оставалось приемлемое для дневного перехода расстояние – около двадцати километров.

День третий

Раннее утро 3-го мая разбудило меня заметным похолоданием. Термометр зафиксировал -3°C, пришлось задействовать припасённые на такой случай химические источники тепла. А чуть позже, когда выбрался из тёплого спальника окончательно, я обнаружил на дне лодки, откуда вечером забыл слить наплескавшуюся за день воду, кусок льда. Завтрак и сборы затянулись, горелка работала ещё хуже, чем вчера: к засору топливопровода добавилась низкая для всесезонного газа температура окружающей среды.

Отдохнув и позавтракав, я здраво оценил предстоящий сегодня маршрут. Похолодание и смена направления ветра оставляли мало шансов на успешное завершение похода в том виде, в каком он был запланирован. Требовался запасной план, который позволил бы сократить путь хотя бы вдвое.

Борясь со встречным ветром, к полудню я короткими переходами дошёл до последнего перед финишем разлива Вуоксы. Расчёт был на присутствие какого-то течения на узком участке, которое помогло бы дойти до подветренного берега, но… Усилившийся ветер гнал в перемычку между озёрами такую волну, которую мне было не перегрести. План дойти до Лосево к вечеру рухнул. Осталось задействовать план Б: выход к трассе, проходящей по северной границе заказника Гряда Вярямянселькя, и ожидание попутной машины до Лосево или Сосново.

Точкой выхода с маршрута стала база отдыха Колокольцево. Шестьдесят из запланированных километров по весенней Вуоксе пройдено, а пятнадцать забрал северо-восточный ветер. Впрочем, не могу сказать, что жалею о них: множество баз отдыха и густонаселённый район Лосевского порога мне малоинтересны. Моё приключение завершилось там, где ему лучше всего было бы завершиться.

Приближаясь к автотрассе, я готовился к долгому ожиданию, возможно, с перерывом на обед. Но не прошло и пяти минут, как остановился грузовичок, водитель которого любезно предложил подвезти меня не до ближайшей железнодорожной станции, а до города! Кроме того, Сухроб расспросил меня о походе. С колоритным восточным причмокиванием оценил мой рассказ и поделился, что каждый раз, проезжая по трассе “Сортавала”, восхищается северной природой.

Санкт-Петербург встретил меня мокрым снегом и слякотью. Перебираясь из грузовичка в маршрутку мне не верилось, что всего несколько часов назад я в километре от земли шлёпал вёслами по свинцовым волнам Вуоксы. Не верилось, что приключение окончено, поскольку запланированной цели на этот раз достичь не удалось. Не верилось, что я уже в цивилизации, пока ароматом свежезаваренного чая меня не встретил дом…

Я оценил маршрут на пять баллов из пяти возможных. Разнообразие природы не даёт заскучать, а чередование разливов и быстрых участков вместе с меняющимся ландшафтом делает поход довольно динамичным. Конечно, на прохождение этого маршрута лучше планировать пять-шесть суток, желательно с дневной стоянкой в районе одного из разливов. Тогда он будет совсем неутомительным, но останется очень насыщенным видами и впечатлениями.