| |

Жаркая Ловать: как десятидневный поход за четыре дня пролетел

Ловать. День первый, 12 июня. Прибытие и отплытие


Идея этого похода родилась четверть века назад. На одном из островов неподалёку от города Холм мы с отцом прикидывали, сколько же дней займёт путешествие отсюда до озера Ильмень, как ходили в новгородские земли византийские торговцы в стародавние времена.

Минули годы, и вот я смотрю на городской пляж Холма с высокого берега Ловати. За спиной герма со снаряжением и едой на десять дней, в руках – пакрафт, лёгкая и прочная лодка, о каких в далёком 1995-м можно было только мечтать. К сожалению, время принесло не только сладкие плоды прогресса, но и горечь потери: нашу с отцом мечту я буду осуществлять в одиночку.

Холм встретил меня пасмурной погодой, а Ловать – высокой водой. Но я ещё не знал, как отразятся на моём путешествии эти обстоятельства. Впереди было путешествие к сокровенному уголку памяти – островку, с которым связаны одни из самых ярких воспоминаний моего детства…

Дорога от автовокзала до берега Ловати заняла минут тридцать. Стапель прошёл на городском пляже Холма. Несмотря на сильную облачность, дождя не было. Впрочем, судя по прогнозу, неделя ожидалась богатая на осадки, и я основательно подготовился: две гермы, дождевой костюм, сменная одежда во влагозащищённом чехле.

Первые километры по реке прошли гладко. Основательно отдалившись от цивилизации, я стал высматривать на берегах место для ночлега. К сожалению, минувшие обильные дожди существенно подняли уровень воды в реке. Все пляжи, включая тот, на котором мы останавливались с отцом, оказались затоплены. Обрывы берегов щерились непроходимым ивняком, каменистые пороги становились неразличимы, ночная мгла сгущалась…

Спасение пришло в виде старой лесовозной дороги, выходившей на галечную отмель. Изрядно замёрзший, я наскоро перекусил и, разбив палатку, забрался в спальник, греться. Река журчала на перекатах, наполняя ночь мелодичными звуками и отблесками лунного света. Уставший от переезда на автобусе и затянувшегося вечернего перехода я быстро уснул.

Ловать. День второй, 13 июня. Райский отдых

Ночной переход дался недёшево, но новый день начался довольно рано. Проглотив завтрак, я, попивая кофе, попытался привести в порядок сумбур вчерашнего дня и минувшей ночи. Удивительно, но я вспомнил каждый порог, который мы в 95-м проходили на “Пелле”, словно это было в прошлом году. Даже высокая вода не помешала мне узнать протоку за островком из детства.

Погода, вопреки прогнозам, резко изменилась, вышло солнце, сделав бесполезным грузом добрую половину моего снаряжения. Тогда я радовался ласковому летнему теплу и лёгкому ветерку, и осуждал каждое облачко, закрывавшее от света необыкновенно живописные берега…

А дальше были бесконечный простор безлюдной реки, обед на камне, ручьи-притоки и потрясающая по яркости и сочности зелень раннего лета. День был полон созерцательного восторга и спокойной радости, которые может дать только движение на вёслах по хорошему течению полноводной реки.

Вечер я встретил на прекрасном, хоть и маленьком, песчаном пляжике, ставшем наградой за лишения прошедшей ночи и подарившим лучший за весь этот сплав отдых.

Ловать. День третий, 14 июня. Рай обернулся адом

День начался чудесно. Отличный отдых, вкусный завтрак, много чая с лимоном, спокойные сборы. Но уже через час к проблеме затопленных пляжей добавилась ещё одна – слепни.

Именно в этот день они появились в каком-то фантастическом количестве. То ли близость посёлков (и полей со скотом) сказалась, то ли второй день жары подстегнул этих монстров к активности. Я насчитал три вида: серые, помельче, огромные бычьи и ещё один, очень красивой, оранжево-зелёной расцветки, который попадался реже других. Борьбу с ними, чтобы разрядить обстановку, я построил по принципу компьютерной игры: первые два вида были обычными противниками, они уничтожались десятками, а третий вид, яркий, быстрый, был “боссом”, охота за которым занимала больше всего времени.

Вокруг лодки постоянно кружили десятки этих тварей, они бились о борта, сталкивались друг с другом, лезли в глаза и в уши. О заверениях производителей репеллентов они не слышали – я пробовал обрабатывать ВСЮ лодку и себя – бесполезно. Грести было невозможно. Укусы слепней весьма болезненны, приходилось постоянно отвлекаться на войну с ними.

И всё же чудесные виды не давали падать духом, а вечерняя прохлада и кратковременный дождь принесли долгожданный покой от назойливых насекомых. С местами для остановки сегодня было попроще – возможно, уровень воды немного снизился, песчаные намывы попадались чаще, чем вчера.

Заночевал я на маленьком пятачке рыбацкой засидки, рядом с густыми зарослями высоченной травы. Как следствие – пришлось мириться с бесчисленным множеством комаров, в мгновение ока облепливающих оставшуюся беззащитной плоть. Запасы репеллентов к этому моменту уже подходили к концу, да и пользоваться ими в такую жару было невыносимо.

Ловать. День четвёртый, плавно перешедший в пятый, 15 и 16 июня

Сборы и старт, ввиду наличия воинствующей тучи кровососов, были молниеносными. Завтракал я позже, на удобном песчаном пляже, под ставшее почти привычным жужжание стада оводов. Солнце продолжало нещадно жарить незащищённую кожу, теперь каждое – увы, редкое! – облачко, скрывавшее светило, воспринималось как благословение.

Днём, после обеда, удалось немного поспать в тени огромной ивы. Пока готовилась еда, обнаружилась новая проблема: шланг газовой горелки Track Sharp дал течь, для предотвращения возгорания газа пришлось закапывать испорченный участок песком. В связи с этим пришло решение – предпринять ночной рывок и закончить столь неудачно складывающийся маршрут утром следующего дня.

Ночь на реке – мистическое и по-своему прекрасное время. Природа замирает, звуки распространяются необыкновенно далеко, внезапные всплески обитателей реки заставляют вздрагивать от неожиданности. Даже в период белых ночей сумерки дезориентируют и заставляют сверяться с навигатором – а туда ли иду..?

Дневной отдых, ночная прохлада и отсутствие кровососов позволили забыть об усталости, и замысел был осуществлён с опережением – уже в три часа ночи (или всё-таки утра..?) я пришвартовался на городском пляже посёлка Парфино, рядом с железнодорожным мостом. Немного вздремнув и собрав вещи, я отправился на автовокзал…

Вместо заключения

В итоге, вместо запланированных десяти дней я пролетел 150 километров за неполные четверо суток. Этот поход, пусть и кажется проваленной авантюрой, заставил меня серьёзно пересмотреть своё мнение по поводу некоторых важных вещей:

  • лёгкая, полностью закрывающая тело одежда необходима в рюкзаке даже тогда, когда по прогнозам ожидается дождь;
  • репелленты – не панацея, в некоторых случаях костюм с сетчатой маской предпочтительнее;
  • даже надёжная горелка с десятилетним стажем может выйти из строя внезапно, необходим “дублёр”.

И всё же я не могу назвать этот поход однозначно “неудачным”. Да, трудностей возникло немало, да, я высказал слепням и погоде двухгодовой запас матерных слов (наверное, некоторые конструкции слышали даже жители близлежащих поселений), да, подбор снаряги в этот раз хромал на обе ноги. Но маршрут пройден, бесценный опыт получен, а ещё один уходящий корнями в детство гештальт – закрыт.