Необычно позднее закрытие грибного сезона 2021 года

Жаркое лето минувшего уже почти года не очень-то порадовало разнообразием и количеством грибов. Лишь под конец лета, во второй половине августа, когда жара сменилась наконец небольшим периодом дождей, грибы “пошли”. Да ещё как! По мнению некоторых грибников, по количеству собранных корзин год обставил даже урожайный 2020.

Мои успехи на этом поприще как всегда скромны – я редко собираю даров природы больше, чем могу съесть. Зато удалось познакомиться с несколькими новыми съедобными видами, что я считаю приобретением гораздо более ценным. И в этом смысле мой грибной год сложился очень даже удачно.

Первые “ласточки” в виде строчков я встретил в середине мая, во время небольшого похода по урочищу Коровий Хребет. Вторая встреча состоялась в Хибинах, в окрестностях посёлка Имандра. С учётом того, что днём раньше я не смог найти свободное от мокрого снега место под палатку – явление стало неожиданностью.

Вернувшись в Санкт-Петербург, я попал в настоящий ад: температура в июне и июле переваливала за +35, что для моего привыкшего к дождям и слякоти северного лета организма стало настоящим шоком. Для природы, видимо, тоже: зелёные обычно заросли пожухли и окрасились в бурый, мхи и лишайники быстро отдали все запасы влаги и хрустели под ногами, словно снег в морозный день. Грибы, которые я встречал в этот период, были или несъедобными (желчный гриб, например), или высохшими и жалкими для употребления в пищу.

Дожди принесли долгожданную прохладу и вдохнули жизнь в леса. Неторопливо, запоздало повылезали белые, подосиновики и мои любимые моховики. Нормально открыть сезон удалось в окрестностях Гвардейского, 15-16 августа.

А до середины сентября удалось даже собрать и заморозить небольшой запас на зиму. Особенно порадовали берега Луги во время большого сплава. Обилие маслят, белых и подберёзовиков стало отличным подспорьем на маршруте.

Открытием года на этот раз стали лисички двух видов: чёрные (Вороночник рожковидный, Craterellus cornucopioides) и трубчатые (Cantharellus tubaeformis). Особенно порадовали последние, впервые я находил целые полянки, покрытые неказистыми с виду коричнево-жёлтыми шляпками. Оба вида удалось приготовить и попробовать отдельно от других грибов.

“Новинками сезона” так же стали трутовик овечий и ежевик беловатый. К сожалению, эти грибы попадались мне или на выходе с маршрута, или червивыми. Поэтому отведать их пока не удалось. А вот кулинарные эксперименты с ежевиком черепитчатым оказались очень удачными. Мне понравилась его плотная структура, отлично подходящая для обжаривания с картофелем или яйцами. А вот весьма своеобразный вкус, который наполняет окружающее пространство ещё на этапе обязательного для избавления от горчинки отваривания, придётся по душе не каждому.

В ноябре я решил, что сезон закрыт. В походе к Молосовским озёрам я не встретил ничего съедобного или примечательного. Но с наступлением морозов решил попытать счастья в поисках зимнего опёнка, фламмулины бархатистоножковой (Flammulina velutipes). Небольшой поход вдоль Невы увенчался успехом. Найти и определить новый для себя вид было настоящей радостью! Тем более что помимо нового вида я обнаружил множество “месторождений” чаги, в том числе не берёзовой, что встречается не так уж часто.

Вообще именно в этом году я осознал, насколько интересен зимний лес своей малозаметной, но очень яркой жизнью. В условиях повышенной влажности и холода многие представители флоры и фауны замирают, засыпают, укрытые снегом. Другие же, как фламуллина, расцветают. Присутствие третьих, например зайцев, лосей, становятся более ощутимым благодаря многочисленным следам на снегу. Зимний лес полон жизни, и готов открыть свои секреты внимательному и осторожному наблюдателю.