То ли лыжи не едут, или на снегоступах по болоту Неодолимое
Часть первая, лирическая.
Признаюсь вам: ни один незакрытый походный гештальт не чесался так сильно, как болото с названием Неодолимое, одолеть которое я почему-то не сподобилась. Вторым незакрытым гештальтом были купленные с целью “болотинга” снегоступы, еще не опробованные по назначению.
Итак, сложив два гештальта в одно намерение, а снегоступы – в чехол и за спину, я отправилась на маршрут. В списке задач было: накормить глаза болотом, а остальной организм – клюквой, опробовать новый способ передвижения и дойти, например, до урочища Грива Торхонкасаари, на карте – тонкий зелёный штрих на голубом пятне.
Встретил меня приладожский лес, сырой, красочный и по-осеннему ароматный. Места живописные и довольно посещаемые. На краю болота среди сосновых скелетиков несколько человеческих фигур, сборщики клюквы. Почти зачерпнув в сапоги, расчехлила снегоступы, и, прошлепав через тот же сосняк, вышла в болото, как в открытый космос.
Если стоять спиной к условному “берегу”, откуда стартовала я, о других берегах болота можно было только догадываться по размытию тёмных линий на горизонте. Болото Неодолимое огромно. Бескрайнее поле, где ветер бежит по осоковым волнам и клонит редкие сухие деревца.
Осенние болота весьма мокры, и Неодолимое не было исключением. Болотный сфагнум, как губка, пропитан водой. Вода в колеях. Вода между кочек. Наступая им на макушки – казалось бы, сухие – все равно оказываешься в воде. Споткнувшись, падаешь в воду. Ещё сутки после вылазки мне слышался плеск. Снегоступы присасывались к мокрому мху и отделялись от него с усилием и тучей брызг. Вода летела на спину и вскоре захлюпала в сапогах, стекая туда с одежды. Идти аккуратнее удавалось, но недолго.
Погода была мрачная: в спину дул сильный ветер, на ходу он сушил одежду, а на остановках холодил и подгонял идти дальше. Тучи нависали низко и плотно, но дождя, к счастью, не случилось.
Полоска леса Гривы Торхонкасаари, сначала еле видимая вдали, всё приближалась – медленнее, чем хотелось бы, но неуклонно, и вскоре стали хорошо различимы силуэты живых сосен (как же я обрадовалась “настоящим” деревьям!) Вскоре под ногами зашуршал вереск: земля! Снегоступы сняла.
Грива оказалась островом в болоте, поросшим сосняком, шириной в несколько метров и около километра в длину. Сосны невысокие, много поваленных, зацепившихся друг за друга в падении – дикая и притягательная геометрия, устроенная юго-западным ветром. Место поворотного знака на бывшей границе с Финляндией отмечено каменной выкладкой.
Я устроилась под сосной, достала термос с чаем, и некоторое время, словно из укрытия, смотрела на взволнованное море осоки и темные облака. Потом, спохватившись, что уже пятый час, а медитировать на болото можно бесконечно, собралась и отчалила против ветра, в обратный путь.
Небо помрачнело еще больше, готовясь к сумеркам. Сильный ветер на открытом пространстве был неласков, слезились глаза, кожа горела, как в метель. Почуяв финиш, заторопилась, и зря: пару раз спотыкалась и падала – конечно же, в воду.
Настроение, впрочем, не падало совсем: болотные виды радовали глаз, клюква размером с виноград – вкусовые рецепторы. А еще выглянуло солнце, осока откликнулась всеми оттенками золота, и это было фантастическое зрелище. Пока вытирала воду с телефона, чтобы сделать фото, солнце скрылось. Вернулась и стала сгущаться темнота, но идти по болоту оставалось уже недолго.
На этом я говорю болоту Неодолимому “до новых встреч”, и расскажу о практической стороне вопроса: опыт передвижения по болоту на снегоступах.
Часть вторая, практическая. Тест-драйв снегоступов на болоте.
Немного предыстории: первый раз я встала на снегоступы в январе 2017, и с тех пор это мои неизменные спутники зимних вылазок. Прошло года три, и я стала ходить по болотам и в бесснежное время. Любительское болотоходство оказалось кладезем потрясающих видов, эмоционального и физического опыта, а еще – мест из серии “куда сходить, где нет людей”. Порой, уставая от долгого хождения цапелькой, или выливая воду из сапог, я задумывалась, как сделать передвижение по болоту быстрее и удобнее. Уже имеющиеся горные снегоступы со стальными кошками для этих целей не годились.
Естественно, я полюбопытствовала насчет болотного туризма: может быть, готовое решение уже есть? Удивило, что по Ленобласти, почти наполовину состоящей из болот, встречались только редкие анонсы походов, где болото являлось частью маршрута, усложняющим его препятствием, но не основной точкой интереса. Кроме бахил ОЗК, никаких других средств передвижения не упоминалось.
В то же время в Беларуси, Прибалтике, Калининградской области на крупнейших болотах со статусом охраняемых территорий предлагаются болотные экскурсии в сопровождении гидов. Просматривая сайты и задаваясь вопросом, почему такая возможность отсутствует в наших краях, где сама природа намекает, я набрела на фото, где экскурсанты перемещались на очень знакомых штуках, опознанных как снегоступы TSL Trappeur 810. Ага!
Отложив размышления о развитии болотного туризма, я занялась тем, что мне под силу: заказала те самые снегоступы. Вскоре приехали “красные башмачки” и отправились на пробу в зимний лес. Проба прошла успешно.
Про “башмачки”: у меня размер XL, других в наличии просто не было. Резиновое крепление рассчитано на сапожище от 43 размера. С моей ноги в 42 размере не спадает, но по ширине остается приличный люфт.
Встав на снегоступы на болоте и сделав первые шаги, поняла, что работают они почти так же, как и на снегу. По сухим кочкам ход легкий и пружинистый, неровности сглаживаются за счёт площади деки. В мочажинах уже труднее: приходится тащить ногой из воды 80-сантиметровую досочку, которая присасывается к мокрой поверхности. Если ногу резко выдернуть, брызги с хвоста летят на всю спину. Приходилось балансировать между сухостью и скоростью.
Скорость, действительно, выигрывает. Можно, опять же, сравнить с ходьбой по снегу: там, где на снегоступах ухожу вниз на 0-15 см, без них – по колено и выше. На болоте попробовала пройти мочажину в сапогах, разница налицо: вязну глубоко, вытаскивать ногу труднее, приходится внимательно выбирать, куда шагать дальше. И сапоги нужны не как у меня, до середины голени, а до колен.
Весь болотный пробег по Неодолимому составил 5 километров, по 2,5 до Гривы Торхонкасаари и обратно. До гривы шла 1 час 15 минут, обратно подольше: и устала, и расслабилась. Для залитого водой болота переходного типа это очень неплохой темп.
Минусы TSL Trappeur 810 лично для меня: нога недостаточно зафиксирована в поперечной плоскости, проще говоря – болтается вправо-влево. Крепление эластичное, носок крепления шире, чем обувь. Когда еще и сапоги не сидят как влитые (а в резиновых это почти недостижимо), ногам приходится нетипично напрягаться, чтобы приспособиться к двойному люфту. Предполагаю, что проблема может быть решена регулируемым креплением, и думаю про техническую возможность замены.
По итогам пробной вылазки уверенно рекомендовать эту модель снегоступов для болотинга пока воздержусь, тем более, что это была первая и на данный момент единственная попытка. Однако уже родился план апгрейда снегоступов, чтобы весной проверить их на оттаявших болотах.
А если от частного к общему, я однозначно “за” использование для болотоходства легких приспособлений, увеличивающих площадь опоры, а вместе с ней – скорость, удобство и безопасность.