Чаща: первое знакомство с заказником Мшинское болото
Много раз я проезжал, проплывал и проходил по окрестностям заказника “Мшинское болото”. Вот нашлось время и посетить его. В качестве места старта небольшого ПВД я выбрал железнодорожную станцию Чаща. Многообещающее название посёлка, по информации из Википедии, происходит от финского Sassi, с ударением на второй слог, но перевода этого слова мне найти не удалось. В то же время неподалёку, ещё с 16 века, есть деревушка Чаща (Часща, Чащи), так что с происхождением и правильным произношением названия не всё однозначно.
В полукилометре к западу от посёлка начинается старая лесовозная дорога, идущая вглубь болот до самого озера Вялье. Чтобы выйти на эту дорогу, нужно было пройти метров сто-двести по рельсам в сторону Петербурга и свернуть налево. Но лёгкие пути – не для первопроходцев! Я вломился в чащу у самой платформы, пробрался через свалку отходов лесозаготовительной станции, вызвал гнев чудовища, охранявшего её – и всё ради того, чтобы потратить час там, где можно было обойтись десятью минутами.
Дорога, на которую я всё-таки вышел, пусть и окольными путями, оказалась убита настолько, что, увидев её при свете дня, я вообще удивился, как прошёл в темноте, ни разу не оступившись. Впрочем, даже по такой дороге идти легче, чем ломиться сквозь густо поросший мелкими деревцами лес.
Поскольку темнеет сейчас, в октябре, довольно рано (солнце садится около шести пополудни, в лесу в это время без фонаря делать нечего), я, не пройдя и двух километров, свернул в лес, вдоль речки Берёзинки, в поисках места для ночлега.
Таковое нашлось в уютном ельнике, совсем рядом с речкой. Я не знал, как тут обстоят дела с водой, поэтому захватил полуторалитровую бутыль магазинной воды, которой мне с лихвой хватило и на приготовление нехитрого ужина (картофельное пюре, бородинский хлеб, чесночное сало, крепкий копчёный чай), и на утренний кофе. А вот чай в маршрутную флягу я заготавливал на местной воде, и остался ей вполне доволен. Тёмная, поскольку речки здесь берут начало в болотах, но без обычной для торфяных источников органической взвеси.
Ночь прошла удивительно спокойно. Я спал под усыпанным звёздами небом, не потрудившись даже натянуть тент над своим лежбищем из коврика и спального мешка. К слову, по прогнозу ожидался снег и понижение температуры до нуля градусов, на деле же термометр не зафиксировал и трёх. Новый спальник Forclaz Trek 500 от Decathlon отработал на ура, до самого утра я не то, что не замёрз, но даже от шорохов не просыпался.
Разбудили меня, по обыкновению, утренние переклички птиц. Пока я осознавал себя человеком разумным и вспоминал, как варить кофе, по дороге протопали две шумные группы – то ли грибников, то ли туристов. Ещё некоторое время спустя кто-то с треском направился в мою сторону…
Это оказалась местная жительница, крепкая старушка с ведёрком для грибов в руках. Вежливо поприветствовав друг друга, мы разговорились. Я выслушал рассказ о том, как бабушка заблудилась в этом лесу на трое суток, да так, что её разыскивали с привлечением МЧС, а так же узнал, что дача – это удавка, а я – молодец. Эта встреча здорово подняла и без того хорошее настроение, и, позавтракав омлетом и кофе, я отправился исследовать местность.
По дороге мне попались указатели, отмечавшие расстояние до станции, а так же таблички, сообщавшие, что в этой местности часто теряются люди. С осторожностью преодолевая всё учащающиеся лужи на дороге, я миновал речку Зверинку и её приток, носящий почему-то на карте то же имя. Впрочем, в местности с двумя населёнными пунктами Чаща в десяти километрах друг от друга и двумя точками Зверино, расположенными и того ближе, я не особо удивился этой топографической аномалии.
К двум часам дня я исчерпал лимит походной удачи на сегодня. Дорога на моём пути превратилась в озерцо, обходная тропа, отмеченная в чаще леса зарубками, так же привела к затопленному участку. Будь в моём распоряжении высокие резиновые сапоги или хотя бы бахилы ОЗК – возможно, удалось бы продвинуться дальше. Но обед на берегу речки и созерцание капель дождя на водной глади примирили меня с действительностью, и разведывательный выезд решено было признать завершённым. Предстоял обратный путь.
За три часа бодрого марша меня несколько раз освещало солнцем и столько же раз поливало быстрым дождём. Нашлась и тропа в обход особо расклеившихся участков дороги. Видимо, протоптана она грибниками, поскольку периодически возвращается на дорогу и имеет множество ответвлений, уводящих в лес.
На выходе к посёлку и станции, который я для полноты ощущений осуществил по дороге, а не через кусты и свалки, погода порадовала ещё и двойной радугой. Толпившиеся в ожидании поезда Чолово-Петербург дачники тоже фотографировали природное чудо, настроение у всех было приподнятым, как перед праздником. Так завершилось моё первое знакомство с местечком под названием Чаща.