| |

Озёра и реки окрестностей Рощино: открытие водного сезона 2020 комбинированным походом

Открыть водный сезон в этом году я планировал ещё в майские праздники, походом по реке Ловать в Новгородской области. Но китайская напасть спутала все карты, и дальнее путешествие пришлось отложить. Что ж, и поблизости есть много неисследованных ещё мест!

Запасшись маской и антисептиком, я отправился в посёлок Рощино, чтобы пешком дойти до озера Балаково, а оттуда – водой пройти до озера Заливное и вытекающей из него реки Широкой, в слиянии с Нижней дающей начало известной Рощинке.

В девяностолитровый рюкзак удалось аккуратно упаковать и пакрафт, и палатку, и прочее пешеходное снаряжение. Защиту снаряги от брызг и возможного дождя обеспечил комплектный чехол.

Дорога до озера Балаково пролегает большей частью по посёлку Рощино с прилегающими к нему СНТ, ДОЛ, БО и прочими местам для “цивилизованного” отдыха. Местные обитатели почему-то совсем об экологии не задумываются, мусор просто вываливают за заборы. Впрочем, им там жить, а я прохожу мимо и углубляюсь в лес, минуя озеро Малая Ладога.

Переход между озёрами Балаково и Заливное, хоть и обозначенный на карте протокой, вызывал некоторые сомнения. Весенние ветра вполне могли перегородить его поваленными деревьями, бобры могли соорудить там плотину, в конце концов, протока могла зарасти или пересохнуть. Но опасения были напрасны, ширины и глубины вполне достаточно для прохода на вёслах. Кстати, поваленная ёлочка и намётки бобровой плотины мне всё же здесь встретились.

Озеро Заливное раскинулось на карте втрое шире, чем Балаково, на самом же деле всю северную часть озера, от истока реки Широкой, занимает болото, через которое пробивает себе путь быстрая речка Грязновка. Медленное заболачивание – участь почти всех лесных озёр Ленинградской области. На спутниковом снимке хорошо видна разница между данными карты и реальностью.

Дойдя до Широкой, я решил немного подняться по течению Грязновки в поисках уединённого места для стоянки и ночлега. Таковое нашлось примерно в полукилометре – тихая заводь, поросший ельником чистый берег, отсутствие признаков цивилизации.

Сойдя на берег и поднявшись немного по склону, я обнаружил множество кабаньих следов. Поверхность почвы была буквально взрыта искавшими пропитания парнокопытными. Взяв эту информацию на заметку, я осмотрел предполагаемую стоянку на предмет звериных троп и, не увидев ничего подозрительного, расположился на обед и отдых.

Прогуливаясь ближе к вечеру по берегу озера, я набрёл на полянку, поросшую строчками. Эти необычные грибы притягивают взгляд своей замысловатой формой, напоминающей не то инопланетное существо, не то мозги не очень сообразительного землянина. Согласно некоторым источникам Gyromitra esculenta ядовит, а иные считают его условно-съедобным. Я в таких случаях предпочитаю довериться худшему мнению и съесть что-нибудь безобидное.

Ночь наверняка была тихой и ясной, а рассвет, с видом на восток-то, восхитительным, но я всё проспал. В период белых ночей вообще трудно усидеть на месте, и уже в восемь часов утра я, выспавшийся и основательно позавтракавший, махал веслом в сторону Рощино по реке Широкой.

Виды на пути радовали глаз, погода стояла такая, что в понедельник я пришёл на работу с явными признаками намечающегося загара. Да, помимо водного я открыл ещё и рыболовный сезон! Посмотрите, каким трофеем наградила меня Широкая на одном из многочисленных рыбацких местечек. Неизвестная добыча не пострадала и после деликатного извлечения крючка была отпущена на волю.

Путь от тихой ночной стоянки в лесу до шумного посёлка при железнодорожной станции занял всего шесть часов. Каждый раз удивляюсь, насколько трудно перестроиться с пребывания на лоне природы к пребыванию среди людей. Обратная трансформация происходит практически мгновенно, не травмируя, а радуя… Впрочем, разведка удалась на славу, окрестности Рощино прекрасно подходят для водной активности, а природа в отдалённых уголках ещё сохранила практически девственный уют.