|

Боровинка: озёра и скалы в лучах весеннего солнца

Минувшие выходные в Ленинградской области порадовали необыкновенно приятной погодой. Из отпущенных жителям Санкт-Петербурга семидесяти пяти солнечных дней в году редко всё же выдаются такие, когда на небе нет ни облачка, только бесконечная синева. А тут – отсутствие облаков в течении нескольких дней. Я вытащил из рюкзака палатку (долой стены!), на всякий случай заменив её тентом (а крыша пусть будет…), и отправился исследовать новые места.

В последнее время я выезжаю на северо-запад Карельского перешейка. Это связано с интересом к лесам и озёрам, лежащим близ железнодорожной ветки Выборг-Хийтола. Многочисленные выходы гранитов Балтийского щита сформировали здесь потрясающий по разнообразию рельеф. Мрачные ельники чередуются со светлыми берёзовыми рощами и прозрачными сосновыми борами, дороги и тропы скачут с холма на холм и ведут к красивейшим озёрам, а скалы и огромные валуны добавляют пейзажам сказочности.

На этот раз я отправился в район железнодорожной станции Боровинка, которая расположена в восьми километрах восточнее Каменногорска. Посёлок при станции совсем крошечный, а карьер, где идёт добыча гранита, находится в стороне от намеченного маршрута, что питало надежду на возможность полного уединения.

Некоторую проблему в походах по этим местам составляет транспортное сообщение. Я не сторонник автомобилей, а железнодорожное сообщение за Каменногорском представлено одиноким дизелем, курсирующим между Выборгом и Хийтолой дважды за сутки. С учётом довольно позднего выезда из Выборга (первый дизель отправляется около полудня) и раннего возвращения (обратно от Боровинки дизель отходит в четыре пополудни), от выходных на любование природой остаётся всего двадцать шесть часов.

Пополнив запас питьевой воды в колодце около станции, я, не теряя времени, направился к ближайшей отмеченной на карте “достопримечательности” – водопаду. Особенно привлекло моё внимание отсутствие рядом какого-либо ручья, на котором мог бы располагаться этот самый “водопад”. Реальность оказалась такова: помимо безымянного озерца в натуре присутствует ещё одна заболоченная лампушка, расположенная севернее. Соединяет их очень живописный ручеёк, протяженностью менее полукилометра. На нём-то и образовался бурный перепад, который, наверное, можно назвать водопадом, во всяком случае в весеннее время.

Сфотографировав шумный поток во всевозможных ракурсах, я расположился на обед неподалёку от кабаньего лежбища. Очевидно, это место пользуется популярностью только у животных: следов человека я не обнаружил, а узенькая тропка, начинающаяся у ручья, бесследно растворяется в лесу уже через сто метров. Шум железной дороги и карьерной техники здесь совершенно не слышен, перекрываемый грохотом воды, и я было подумал, не разбить ли лагерь, спокойно почитать, выспаться… Но питательный обед с чаем и мёдом помогли собраться с силами и выдвинуться к намеченной цели: скальнику на Обходном озере.

Дорога от станции, золотистой нитью соединяющая многочисленные озёра, кое-где ещё была покрыта снегом. В низинах её частенько пересекали шумные ручьи, бегущие от весенних разливов в лесную чащу. Несмотря на частые перепады высот, идти под тёплым солнцем – одно удовольствие, омрачаемое разве что внезапными провалами наста, больно бьющими по коленям. Иногда дорога ныряла в сумрачные распадки, где снега было почти по колено, иногда шла мимо сухих уже полей, где сохранились каменные фундаменты финских построек. Огромные валуны и гранитные лбы скальников ещё больше оживляли пейзаж, заставляя чуть ли не ежеминутно останавливаться и пытаться запечатлеть красоту просыпающейся северной природы.

Обходного озера я достиг к шести часам вечера. Низкое уже солнце окрасило скалы на противоположном берегу восхитительно тёплым светом, сделав и без того красивый пейзаж по-настоящему сказочным. Насладившись видами и побродив по тропе, соединяющей расположенные вдоль берега стоянки, я вернулся к первой, самой чистой и богатой дровами. Собрав оставшийся от предыдущих посетителей мусор и напилив дров, разжёг небольшой костёр в старом “очаге”. Вообще в оживлении такого места есть нечто сакральное: к розжигу подходишь ответственно, как к ритуалу. И место будто ответило взаимностью моим стараниям, насквозь сырые поленья хоть и нехотя, но разгорелись, подарив мне волшебную атмосферу.

Ветер совершенно стих, ночь обещала быть ясной. Плотно поужинав, я устроил постель прямо на земле, не потрудившись даже натянуть тент. Зато из плотно затянутого капюшона спальника – с заходом солнца температура опустилась почти до нуля – были видны и серп луны, и россыпь звёзд, и игра отсветов пламени костра на верхушках деревьев. Жаль, камера смартфона не может передать таких тонких переходов… А может, они просто должны были остаться там, где остались, согревая лесную душу во время вынужденного пребывания в городе.

Пробуждение было ранним. Весенний гомон птиц не только прервал мой сон, но и зарядил бодростью, которой хватило на приготовление завтрака, сборы и переход к озеру Большая Ряска. К сожалению, берег его оказался облюбован рыбаками, со всеми последствиями в виде куч мусора под камнями и несколькими неаккуратными кострищами на небольшом пятачке. Меня давно мучает вопрос – зачем устраивать новое кострище в полуметре от существующего..?

С аппетитом подкрепившись, я отправился к станции. Остатки снега и льда на дороге к этому времени уже хорошо прогрелись, превратив обратный путь в настоящее мучение. Каждый шаг по снежно-грязевой каше отдавался в сознании неуверенностью в твёрдости поверхности, наст проваливался, погружая ботинок в воду, отталкиваться тоже приходилось с риском упасть. Что ж, так идти всё же проще, чем по мокрой глине дорог в окрестностях Погостья…

Через два с половиной часа танцев на тающем снегу я всё же достиг станции. Дизель пришёл с небольшим опозданием, но зато я отметил на коже следы от солнца: апрельский загар! В целом район Боровинки оставил хорошее впечатление. Несмотря на явную оживлённость в тёплое время года, это место прекрасно подходит для уединённого отдыха, нужно всего лишь перемещаться не по дороге, а по тропам, а то и напрямую по лесу, благо местность это позволяет. Ну, а природа просто не нуждается в комментариях, фотографии более чем красноречивы.