Урочище Коровий Хребет. Знакомство с южным участком Большой Ладожской тропы
После выездов к заливу Лехмалахти (о первом я уже писал, почитать можно здесь) во мне засело желание посетить и другие участки амбициозного проекта Большой Ладожской тропы. И наиболее доступным оказался отрезок старинного Архангельского тракта от населённого пункта Кобона до города Новая Ладога. К слову, Коровьим Хребтом это урочище названо за схожесть песчаной возвышенности, по которой проложена дорога, с позвоночником животного.
В сторону Кобоны можно добраться двумя путями: автобусом 596К от станции метро “Улица Дыбенко” или неуловимым ПАЗиком от железнодорожной станции Жихарево. Я выбрал первый вариант, хотя и не был уверен, что он сработает: приложение Google Maps, например, о маршруте 596К не знало. Зато Яндекс подсказал, что автобус отходит в 07:45. Время в пути составило около часа с четвертью, вышел я не доезжая Кобоны, в деревушке Бор.
Отсюда начинается участок дороги (язык не поворачивается назвать её тропой), ведущий по песчаной насыпи между двух обширных болот: Большого и Волкосарского. Где-то на просторах последнего присутствует несколько озёр. Посетить их мне не удалось, поскольку подходы в это время года ещё основательно затоплены. Зато дорогу пересекает несколько ручьёв, не обозначенных на карте. Недостатка в пресной проточной воде, пригодной для кипячения и последующего питья, здесь нет.
У начала дороги есть информационный стенд БЛТ и отличная беседка, где можно подкрепиться перед заходом на маршрут или скоротать время в ожидании автобуса при выходе. Я углубился в лес примерно на десять километров. По пути мне не встретилось ни одной пригодной для расположения стоянки, не говоря уже об оборудованном кострище. Меток Большой Ладожской тропы так же не было обнаружено, очевидно, участок ещё размечен не полностью.
На десятом километре от деревни Бор дорога напоминает о ещё одном, печальном, этапе своего существования. В годы Великой Отечественной войны через Кобону проходила Дорога Жизни. С обелиска, установленного здесь, на меня смотрело открытое лицо Александра Петровича Хорошкова, в числе многих героически отдавшего свою жизнь защите осаждённого Ленинграда. У меня нет слов, чтобы передать ужас, охватывающий нутро при осознании, через какое чудовищное время пришлось пройти моему городу…
Не успел я пройти и сотни метров от обелиска, как увидел отходящий в сторону болота, вправо, след от транспортного средства. А спустившись с насыпи нашёл отличное кострище и ровную площадку для палатки. Правда, к проекту БЛТ они не имели никакого отношения. Скорее всего, это стоянка местных охотников, во всяком случае, земля около кострища была усыпана перьями птицы, явно расставшейся с ними вопреки своему желанию. Кстати, следы на стоянке совсем свежие, а охота в этих местах, если верить стенду в деревне, запрещена.
Поскольку выезд я планировал как релаксационный, а не тренировочный, решено было здесь и “забиться”. К тому же не факт, что дальше я бы встретил лучшее место для лагеря. Ландшафт урочища не изобилует ровными сухими площадками… Развернув тент от накрапывающего дождя и плотно пообедав, убаюканный шумом ветра в кронах сосен и переговорами болотных жителей, я задремал и проспал до самого вечера.
Птичья полифония, свойственная водным объектам в весенний период, стихла лишь с закатом, сверкнув напоследок ярким крещендо. Я же был занят заготовкой дров для вечернего костра. С сухим ветровалом здесь нет никаких проблем. Единственное, о чём я пожалел – что не взял турбопечку. С ней приготовление пищи было бы ещё удобнее и быстрее, чем даже на таком царском кострище.
Ночью где-то на юго-западе сверкали зарницы далёких гроз. МЧС и Gismeteo два дня пророчили громы и молнии и похоже, что где-то в Ленинградской области их прогнозы сбылись. Мне же досталось лишь несколько капель дождя во время развёртывания лагеря. Утром я за ненадобностью свернул трёхметровый тент и остаток дня провалялся в палатке, наслаждаясь пением птиц и лёгкими порывами пропитанного лесными ароматами ветра.
Честно признаюсь, я проникся духом местных болот. И планирую часть летних походов выходного дня посвятить исследованию этих пока ещё малолюдных и тихих уголков ладожского побережья. Дюны у посёлка Чёрное, мыс Песоцкий Нос, озеро Сосенское в сердце хребта – здешние места хранят ещё немало интересного. Кроме того, зреет план пройти пятидесятикилометровый участок тропы до Новой Ладоги, попрактиковавшись в новом для меня походном стиле “fast and light”.