| | |

Кургальский заказник и экотропа «Долина реки Выбья и Лужская губа»

Как показала недавняя прогулка по Гладышевскому заказнику, снега на севере Ленинградской области ещё немало. А хочется уже сухих дорог, весенних видов и тёплых ночей! Путём продуктивного мозгового штурма у двух соучастников будущего похода родилась мысль махнуть в один из самых удалённых от Санкт-Петербурга заказников: Кургальский. Расположение его на южном берегу Финского залива вкупе с обилием песчаных почв и возвышенностей сулило море удовольствия и для глаз, и для уставших от снежной каши ног.

Экотропа «Долина реки Выбья и Лужская губа»

Путь был неблизким. Преодолев сто семьдесят километров по самым разнообразным дорогам, мы материализовались возле деревушки Выбье. Первым этапом похода была запланирована прогулка налегке к берегу залива. А первым сюрпризом стала организованная здесь и готовящаяся к открытию экотропа «Долина реки Выбья и Лужская губа»! В приложении ООПТ ЛО информации о тропе ещё нет, но основной маршрут уже принимает посетителей.

Виды с обзорной вышки, да и с основного настила, идущего вдоль русла Выбьи, открываются фантастические. Море воды (в прямом смысле), море песка (в переносном) и причудливый прибрежный лес создают в воображении эффект попадания в некий параллельный мир. Впечатлённые открытием, мы продолжили путь по убитой брусчатке к началу главной части маршрута.

В трёх километрах к северу от начала экотропы есть чудесное место. Это родник с купальней, освящённый в честь Николая Чудотворца – покровителя в том числе и путешествующих. Религиозные объекты гармонично вписываются в тенистый ельник, оставляя самое благостное впечатление. А на противоположной стороне дороги начинается просёлок в сторону самых крупных местных озёр: Белого и Липовского. Подробнее об этих озёрах расскажу чуть позже, сейчас самое время описать пеший маршрут и его цели.

Глядя на обозначения на карте дома, в комфорте и тепле, не всегда до конца ясно, что тебя ждёт на самом деле. Задача была наметить несложный маршрут, подходящий для новичка в походах с рюкзаком, с доступом к пресной воде и с минимумом заболоченных участков. Нитка сложилась следующая: Святой источник – восточный берег Белого озера, около четырёх километров. Дорога вдоль северо-западного берега Белого озера, около четырёх километров. Дорога от Белого озера к безымянным карьерам у деревни Тисколово, также чуть более четырёх километров. Здесь я планировал ночёвку, и на следующий день – обратный путь с заходом на Липовское озеро.

Карьеры у деревни Тисколово и озеро Белое

Реальность внесла свои коррективы. Достигнув карьера, мы залюбовались открывшимися видами. Живая картина: кладбище деревьев. Насыпь, по которой когда-то пролегала железная дорога, вывела на самую середину искусственного озерца, откуда виден был тростниковый остров, заполняющий добрую половину водоёма. А вот удобного места для стоянки на берегу не нашлось… Набрав на всякий случай канистру воды, мы отправились на поиски убежища, подгоняемые прогнозом погоды, сулившим дождь.

Идти пришлось всё те же четыре километра, плюс два на разведку территории севернее карьера. По пути шутили на тему еды: так вышло, что со вчерашнего дня я съел всего одну овсяную печенюшку, которая и явилась достаточным топливом для всех дневных активностей. А вместе с утренней прогулкой по экотропе за день вышло чуть больше двадцати километров под совсем не легкоходскими рюкзаками. Немного уставшие, но очень довольные, мы расположились на каменистом берегу Белого озера и принялись готовить долгожданный обедоужин. Более или менее серьёзный дождь застал нас уже сидящими под тентом с кружками горячего чая в руках.

Ночь прошла очень уютно. Правда, я проснулся около четырёх часов утра от лёгкого ощущения прохлады. Отвыкнув ночевать в гамаке, забыл, насколько он проницаем для холодного воздуха и не застегнул молнию биви-бэга. Исправив оплошность, а заодно и попив тёплого чая, я снова быстро уснул.

Походный грибной суп с саркосцифой

Утром, до приготовления завтрака, моя спутница обнаружила неподалёку от лагеря россыпи молодой саркосцифы. Поскольку на завтрак был запланирован грибной суп из домашних заготовок, решили дополнить его свежими дарами леса. Тем более что саркосцифу никто из нас ещё вообще не пробовал.

Разбрелись по округе, насобирали пару горстей. Хорошо, что не больше: чистка заняла неоправданно много времени. К нижней части гриба прилипает огромное количество мха, земли, древесного субстрата… Отчистить всё практически нереально, сошлись на том, что так будет больше лесного аромата. И супец удался на славу!

После такого завтрака выходить на маршрут решительно не хотелось. А вот лежать на берегу и бездельничать – хотелось очень. Пили чай, разговаривали, неспешно собирали лагерь. Трогали воду, а солнце трогало нас… И хорошо, что вчерашний переход вышел длиннее, чем планировалось, это позволило свободно продолжить поход уже после трёх часов дня.

Озеро Липовское

Путь от места ночёвки к озеру запомнился прежде всего идеей пойти по дороге, которая не была отмечена на карте, но явно присутствовала на местности. Она быстро стала едва читающейся просекой, и около двух километров пришлось продираться лосиными тропами. Что ж, слабоумие, отвага и длинные ноги заводят и не в такие дебри.

Пресное Белое и солёное Липовское озёра разделяет всего пара километров. На севере, близ посёлка Курголово, последнее соединяется с Финским заливом речкой Липовкой. Берега озера освоены рыбаками, но на тот момент, когда мы достигли их, были совершенно пустынны. Попробовали воду на вкус: солёная!

Время неумолимо перевалило за шесть часов вечера. Оставалось пройти пять километров до места парковки и проехать не менее ста семидесяти до Санкт-Петербурга. Пришла пора возвращаться из этого сказочного места.

Всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!