| |

Тёмные воды Тигоды, эпизод первый: Любань-Большая Кунесть

Тигода давно привлекала моё внимание. Ещё в 2019, отправившись в свой первый одиночный сплав по Волхову, я отметил место впадения в него извилистой Тигоды как интересное. При подробном рассмотрении маршрут выходил ещё и вариативным: хочешь – на пару дней, хочешь – на неделю. И вот я в Любани, со мной рюкзак и “Крошка N”, а впереди много километров открытий.

День первый, 20 июня. Знакомство с рекой

День прошёл под девизом “вырваться из населёнки”. Посёлок Любань вытянулся вдоль русла реки на шесть километров, а вместе с Ильинским погостом – на все десять. Участок изобиловал завалами, для прохождения одного из которых пришлось вести лодку впроводку, аккуратно ступая по дну реки. Попутно подтвердилась важная догадка: вода в Тигоде непригодна для питья ни в каком виде. Тёмная, мутная, она мгновенно привела бы в негодность любой фильтр. К счастью, недостаток компенсировали многочисленные ручьи и родники с прозрачной, а порой и минерализованной водой.

На четвёртом километре сплава обнаружилась неплохая стоянка. Останавливаться было рано, и я с сожалением прошёл мимо. Дальше на многие километры стоянок на картах отмечено не было… Зато завалы кончились вместе с населёнкой, и следующие пять километров прошли довольно гладко.

К вечеру повылезали кровососы. Пришлось извести изрядное количество репеллента. Ночевать остановился на маленькой площадке у реки, неподалёку от деревушки Рамцы. Уклон берега составлял градусов двадцать. Ничего, подложил под ковёр спасжилет и кое-как уснул. В первый день было пройдено около 15 километров.

День второй, 21 июня. Отношения налаживаются

Проснулся я с первыми птицами, около четырёх утра. Вылезать из спальника не было никакого желания, и следующие несколько часов я провёл в полудрёме. Атаковавшие меня вечером двукрылые полчища терпеливо ждали пробуждения своей законной добычи, но погода позволила облачиться в непробиваемый для комариных жал мембранный костюм.

К обеду облачность начала рассеиваться. Я обследовал очередную отметку “Кемпинг” на карте, только для того, чтобы убедиться: теперь здесь ферма. Питаться по соседству с коровами и их спутниками слепнями мне не улыбалось, но крекеры и плавленный сыр спасли положение, обеспечив поздний завтрак прямо в лодке.

Речка заметно оживилась. Стали встречаться каменистые отмели, перекаты, небольшие пороги. На участке около деревни Смердыни в прибрежных зарослях увидел огромное количество дохлой рыбы. Щуки, окуни, плотва… Что погубило их? Естественные обстоятельства, экология или развлечения местных рыбаков..?

В финале запланированного на сегодня перехода меня ждали сразу три отметки “Кемпинг”. Первая оказалась очень уютной (на фото), вторую я не сумел отыскать, зато набрал на берегу ручья свежей мяты для чая. А вот на третьей нашлись сразу не только вода, удобный сход с воды и ровная площадка под палатку, но и потрясающие пейзажи полей.

Поужинав доброй порцией горохового супчика с копчёной грудинкой и луковыми сушками, я полюбовался закатом и отошёл ко сну. За день было пройдено 19 извилистых и богатых впечатлениями километров.

День третий, 22 июня. Новые угрозы

Ночь прошла в полузабытьи. Дело в том, что температура воздуха упала ниже четырёх градусов, а мой спальник рассчитан на +10 (+7 с термобельём), что и ожидалось согласно прогнозу погоды. Зато я вполне прочувствовал определение “предел комфорта”: холодно, но не до дрожи; задремать можно, но уснуть глубоко не получится.

Под лучами утреннего солнца я согрелся и наконец-то уснул. Через два часа меня разбудил приближающийся шум двигателя. Местный житель приехал порыбачить. Узнав от меня о массовой гибели рыбы, он пожаловался на регулярный сброс отходов неким предприятием. Жалобы уходят, предприятию назначаются штрафы, но видимо платить их выгоднее, чем менять систему работы с отходами…

За завтраком – овсянка и большая кружка кофе – я проанализировал результаты двух дней сплава. Иду в графике, еды с запасом, а вот репелленты на исходе. Я решил прислушаться к своим ощущениям в первой половине дня и, возможно, изменить планы.

Возле деревушки Черёмная Гора поймал сотовую сеть с интернетом. К этому времени я изрядно взмок под палящим солнцем и устал отгонять массово атаковавших меня слепней (репеллент помогал, но недолго: пот быстро смывал защиту). Получив прогноз погоды, обещавший на ближайшие дни “ясно” и повышение температуры ещё на пять градусов, я принял решение идти до Большой Кунести и выходить на станцию Трубниково.

Помимо испепеляющей жары и кровососов на решение повлияла невозможность искупаться в такую погоду. Население Большой Кунести и соседних поселений и садоводств активно совершает водные процедуры, но мне после увиденного около Смердыни лишний раз контактировать с тёмными водами Тигоды не хотелось абсолютно.

Так началось моё знакомство с замечательной рекой Тигодой. Я решил продолжить его осенью, поэтому сиквел “Тёмные воды Тигоды-2” не за горами!

Всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!