Река Оредеж: от Вырицы до Торковичей за семь дней
Идея этого сплава зародилась ещё в прошлом году, когда я впервые познакомился с живописными берегами реки Оредеж в двухдневном водном походе. Год мысль “а что же дальше, за Вырицей..?” болталась где-то на задворках сознания и окончательно сформировалась лишь пару месяцев назад, после повторения прошлогоднего маршрута пешком. Тогда-то и сошлись несколько важных деталей паззла – близкий отпуск, подходящее расстояние от Вырицы до Торковичей и вновь проснувшаяся любовь к этим местам.
14.09.20, понедельник. Вырица-Клетно
И вот, четырнадцатого сентября сего года я высадился из электрички в Вырице. Быстро дотопал до железнодорожного моста и нашёл местечко для стапеля. В девять утра ещё было довольно прохладно и пасмурно, но позже всё-таки появившееся из-за облаков солнце немного прогрело воздух.
На маршрут вышел около половины десятого. Несколько раз останавливался на небольших песчаных пляжах, к часу дня привалился на оборудованной столом стоянке. Там же сделал несколько фотографий продуктовой раскладки для статьи о питании в походе.
Течение Оредежа в этих местах нельзя назвать быстрым, но оно весьма живое, ощутимое. Есть каменистые участки, песчаные отмели. Вода прозрачна, дно видно практически везде. Несколько раз я замечал приличных размеров подлещиков, которых пугала надвигающаяся тень пакрафта.
Около трёх часов дня, в селе Введенское, неподалёку от места впадения в Оредеж речки Суйда, мне встретилось первое препятствие: наплавной мост. Я раньше не встречал таких конструкций, и, говоря откровенно, был несколько обескуражен. Ни до моста, ни после него подходящего для выхода на берег места видно не было. Пришлось импровизировать: высадиться на мост и перетащить пакрафт по доскам. Велик был риск пропороть дно о гвозди и неровные края досок, но всё обошлось, что ещё раз доказывает важность запаса прочности дна лодки.
Следующий мост, метрах в трёхстах от предыдущего, удалось пройти изящнее: с берега на плавающую часть моста вёл настил из досок, под ним-то я и просочился. Пакрафт продемонстрировал ещё одно своё неоценимое качество: манёвренность.
По пути мне попалось несколько интересных мест для стоянок, но было ещё слишком рано для остановки на ночёвку, и я миновал их, лишь запечатлев на фото.
А вот ночевать пришлось в километре от села Клетно, на площадке у поля, которую, скорее всего, использовали для своих посиделок местные рыбаки. Выход из лодки на берег был в этом месте не из комфортных, но ранний подъём, усталость и короткий световой день не оставили мне выбора.
15.09.20, вторник. Клетно-Савкино
Проснулся около девяти утра. Ночь выдалась не очень холодной, и, благодаря тому, что рано лёг спать, я прекрасно отдохнул. Позавтракал овсянкой и кофе, свернул лагерь и к одиннадцати вышел на маршрут.
Между посёлками Клетно и Борисово реку перегородил очередной наплавной мост. Пройти его снова удалось по воде, протиснувшись под навесной частью. Вообще эти мосты очень живописны – у каждого будто свой характер, свои особенности, индивидуальность.
Четвёртый такой мост встретился мне перед селом Малые Слудицы, тут без переноса обойтись не удалось. Впрочем, после полученного вчера опыта он дался намного легче. Самое главное – аккуратно высадиться из пакрафта на деревянный настил. Это не так просто, как кажется: пакрафт так и норовит скользнуть в сторону, одной рукой приходится постоянно подтягивать лодку к мосту.
Следующим населённым пунктом на моём пути стала деревня Большие Слудицы. Миновав её, я расположился обедать на песчаном пляже, с видом на отвесную стену из красного девонского песчаника. Очень живописное место, уступающее обрывам в Сиверском разве что масштабом.
Около трёх часов пополудни я продолжил движение. Примерно через час дорогу мне перегородило сооружение из труб, брёвен и песка – временный мост, возведённый строителями очередного газопровода. Обносить препятствие не было никакого желания, и я решился на рискованное предприятие: пройти под мостом по одной из труб.
Никому, ни-ко-му я не советую повторять подобное. Чрезвычайно велики были риски пропороть обшивку лодки о возможный мусор, острые края труб, да и просто не пролезть по габаритам, застряв в чреве техногенного мутанта. Но меня перспектива купания в холодной уже осенней воде и долгого ремонта лодки не остановила.
К счастью, мне очень повезло. На входе труба была заполнена водой на треть, я проскользнул в отверстие даже не нагнувшись. Но с другой стороны сооружения выход был значительно ниже, вода заполняла диаметр более, чем наполовину. Мне пришлось резко лечь в лодке, изловчившись не выпустить из рук весла, и, чиркнув закреплённым на носу гермомешком по краям трубы, пакрафт вылетел на свободное течение Оредежа.
Чуть ниже, минутах в пятнадцати хода, обнаружилась опора старого моста, возвышающаяся над рекой подобно башне. Я остановился на островке посреди русла, чтобы запечатлеть живописную развалину. Как поклоннику Толкина, мне этот сооружение напомнило о столпах Аргоната на Андуине.
Между посёлками Хаймино и Порожек я встретил самый основательный наплавной мост: по нему проезжают даже автомобили. Впрочем, высоты подмостка мне всё равно едва хватило, чтобы протиснуться без переноса.
Дальнейший путь до Савкино прошёл без происшествий. Миновав деревню, я расположился на ночлег на краю поля, напугав живущую в прибрежных кустах утку. Ровную поверхность под палатку найти не удалось, пришлось устраивать ложе между кочек и кротовьих нор, а спать строго в определённых позах.
На ужин я решил приготовить борщ из сушеных овощей и мяса – до этого рацион состоял из быстрорастворимых хлопьев с соусами и колбасой. Борщ вышел очень питательным, но технологию необходимо доработать: мясо жестковато, а овощи хрустят. Возможно, стоит замочить компоненты заранее, или подольше варить.
Спать я улёгся около девяти, когда уже совсем стемнело. До полуночи спал плохо, из соседних кустов раздавалось недовольное кряканье, которое изрядно подпортило мой отдых, так что мы с уткой квиты.
16.09.20, среда. Савкино-Дальний
День снова начался довольно поздно, и виной тому не месть утки, а ночное похолодание: термометр в палатке показывал 7 градусов, значит на улице было как минимум на два градуса ниже. Пол-ночи я ворочался, пытаясь согреться. Уснуть удалось только около пяти часов утра.
На маршрут я вышел около полудня. По пути до Нестерково пару раз моросил дождь. Но в целом погода, хоть и пасмурная, была сносной, температура поднялась до 13-15 градусов. Разве что встречный ветер немного задержал движение. Я планировал сегодня дойти до посёлка Дальний, а остановился в двух километрах до него. Зато стоянка нашлась шикарная – песчаный подход к воде, довольно высокий берег, стол и большая ровная поляна для палатки.
К тому же лагерь я разбил довольно рано: около пяти часов. Это позволило без спешки приготовить борщ из сухих овощей (сегодня он удался на славу – получасовое предварительное замачивание и более продолжительная варка сделали своё дело), а так же уделить время основательным гигиеническим процедурам.
Препятствий на пути сегодня не встретилось, зато обнаружились живописные руины (по разным данным – мельницы, пуговичной фабрики, бумагоделательного производства), в километре ниже посёлка Тарасино.
Течение после Савкино стало совсем неторопливым, чувствуется приближение к разливу и плотине. Их нужно пройти завтра. До разлива – порядка четырёх километров, до плотины – около пятнадцати по извилистому коридору в зарослях камыша. Расстояние как раз для неторопливого перехода по дождливой погоде, которая прогнозируется на завтра. Нужно продумать путь и хорошо отдохнуть сегодняшней ночью.
17.09.20, четверг. Дальний-Никулкино
Ночь выдалась ветренной и дождливой. Вдали, в стороне Вырицы, беспрерывно сверкали молнии, раскаты грома прерывали сон. Тент, который я предусмотрительно натянул над выходом из палатки, чтобы создать сухую зону для приготовления пищи, неслабо полоскало порывами ветра, но эластичные оттяжки отработали на славу.
Я проснулся в половине десятого, в целом удалось сносно отдохнуть. На маршрут вышел, обыкновенно, около полудня. План был следующий: до конца ходового дня миновать разлив и плотину. Дождь и встречный ветер всячески старались помешать моим планам, и ради достижения цели было решено пожертвовать обедом.
Зато на одном из островков, поросших березняком, мне посчастливилось заметить чагу. Небольшой нарост был аккуратно отделён от дерева и убран, чтобы в ближайшие дни разнообразить мой ассортимент напитков.
Большая часть сегодняшнего пути пролегала по извилистому коридору в зарослях камыша. Пейзаж этот, вкупе с дождём и серым небом, оставил ощущение бесконечной скуки. Впечатление усилилось переходом через “мёртвый лес” – хаотично торчащие из воды полусгнившие стволы деревьев…
Плотину я миновал уже в четверть шестого. Обнос не доставил хлопот: с обеих сторон есть удобные подходы к воде, присутствуют площадки для отдыха. Поснимать удалось немного, всё время лил дождь.
К шести часам вечера, насквозь промокший, я устроился на ночлег на высоком правом берегу реки, возле старого рыбацкого навеса. К месту от берега ведёт крутая песчаная тропа, по которой не без труда удалось затащить груженый пакрафт, избавившись от необходимости повторять этот путь несколько раз.
Погода позволила мне поужинать, развесить вещи на сушку под навесом и поставить палатку, после чего дождь продолжился…
18.09.20, пятница. Никулкино-Милодеж
Часа в три ночи ветер сменился на северный и задул с утроенной энергией. Пришлось собирать развешенные на просушку вещи по поляне. Естественно, они не высохли ни к утру, ни (спойлер!) к концу сплава.
По прогнозу к полудню дождь должен прекратиться. Сейчас 11:15, небо беспросветно серое, водяная пыль, гонимая порывистым ветром, летит параллельно земле и проникает всюду. Нужно как-то завтракать и собираться в путь.
Сборы были долгими. Как мог, обсушил тент палатки, аккуратно разделил вещи на сухие и мокрые, оделся в то, что может высохнуть на мне. Всё это под непрекращающейся моросью. Одно радовало – ветер стал попутным.
К счастью, к обеду прогноз начал сбываться – дождь кончился, ветер заметно ослаб. Живописный порожек у посёлка Бор я проходил уже под лучами солнца. Пройдя ещё километра четыре, приметил на высоком берегу, поросшем соснами, стоянку с навесом. Решив не испытывать судьбу, около половины пятого я пришвартовался в этом месте.
Пройдясь по лесу неподалёку, я насобирал моховиков на хорошую похлёбку. Ужин получился полностью грибным – пил я отвар чаги.
19.09.20, суббота. Милодеж-Надбелье
Чувствуется приближение цивилизации. Постреливают охотники, порыкивают вдалеке двигатели автомобилей. Но в целом утро выдалось погожим и приятным – наконец-то! Но, несмотря на солнце и отсутствие ветра, на стоянке довольно прохладно. Она освещается лишь пару часов на рассвете и закате.
Сейчас девять утра, я неплохо выспался, успел сварить и выпить пол-литра кофе, пообщаться с близкими и передать привет подписчикам. Впереди завтрак и сборы, впереди Ям-Тесово, веха, означающая выход на финишную “прямую”.
Посёлок впечатлил холмами у впадения в Оредеж протоки Пристанского озера. Ниже по течению от этого места, на левом берегу реки, я случайно обнаружил интереснейшую локацию: лагерь со спортивным уклоном. Великолепная идея для моего будущего бушкрафт-проекта!
Чуть дальше, так же на левом берегу, обнаружился живописный родник с чистейшей, вкусной водой. Я пять дней не пил воды! Только чай и кофе. Зная о том, что по пути будет такое место, я захватил с одной из стоянок чистую пятилитровую канистру.
Между населёнными пунктами Моровино и Щупоголово (как не вспомнить Лавкрафта!) я встретился с патриархом наплавных мостов. На девяносто процентов он состоял из мусора и ржавых гвоздей, и лишь оставшиеся десять, поросшие травой, были пригодны для того, чтобы пройти из одного населённого пункта в другой. Место для переноса удалось найти с трудом, и только отойдя от этого динозавра метров на сто я поверил, что не изодрал пакрафт в клочья.
С ночлегом в этих местах туго. Рыбацкие “бортики” метр на метр для этой цели не очень подходят (хотя мне приходилось ночевать в таком месте, добрым словом вспомнил конструкторов моей чрезвычайно компактной палатки), а поднимешься на берег – видишь заросшее травой поле.
Мне повезло обнаружить логово неизвестного бушкрафтера, с плетёным домиком, обтянутым полиэтиленом, со столом и скамьями из распиленных пополам брёвнышек. В жилище я заходить не стал, у меня своё, а вот скамьёй и столом воспользовался с удовольствием. Спасибо, хозяин хижины!
Сейчас четверть восьмого. Я наскоро поужинал пюре с сырным соусом, пью чай с сушками и жду, когда разойдутся замоченные в кипятке сушеные овощи и мясо для борща. Ветер утих, температура после заката – 12 градусов.
20.09.20, воскресенье. Надбелье-Торковичи, Антоновское озеро.
Ночью какое-то водоплавающее животное, предположительно бобёр, плескалось в омуте у стоянки. Эти звуки, сравнимые в тишине с прыжком в воду “бомбочкой” взрослого человека, несколько раз прерывали мой сон. Но в целом спалось неплохо, температура в палатке была около 10 градусов.
Проснулся я около половины десятого. Сварил кофе и сладкую полбу, позавтракал, позалипал на утреннюю речку. Связи нет, приветы не отправить. Сейчас одиннадцать, пора начинать сборы.
На остаток маршрута вышел без четверти полдень. Уже через полчаса удалось выйти к разливу Оредежа, называемому Антоновским озером. И тут встречный западный ветер, не очень мешавший на основном русле, стал настоящей проблемой.
Каждые пол-километра приходилось делать перерыв, и каждый перерыв меня относило на сто метров назад. Великий русский путешественник Фёдор Конюхов в такие моменты максимального напряжения духа молится. Я же, грешный, матерился. И переименовал озеро, в, кхм, Контрацептивное.
Так к обеду я дополз до Борщовских пещер. Бегло осмотрев оные (место очень впечатляющее, но углубляться я просто не рискнул – заблудиться можно), я отобедал на берегу озера, греясь под лучами нежного осеннего солнца. Еда и чай придали сил, оставшиеся километры до железнодорожного моста прошли легко.
И вот – сборы, любование озером, окрашенным осенью и предзакатным солнцем в золото, скупая слеза расставания с полюбившимися местами…
Уже через час поезд унесёт меня с маленькой станции “125 километр” на большой и шумный Витебский вокзал. Приключение закончилось, чтобы начаться вновь – в другом месте, в другое время…
P.S. Очерк подготовлен на основе записей в путевом блокноте. Время сохранено. Это мой первый опыт ведения путевого дневника на бумаге, прошу не судить строго.