Зимние “вездеходы”, или слово о снегоступах
В январе 2017 года я решала задачку со следующими вводными:
• хочу ходить по лесу зимой, и не по пояс в снегу,
• поменьше людей, желательно никого,
• не умею на лыжах и не горю желанием научиться,
• не хочу зависеть от наличия, качества и популярности инфраструктуры для спорта и отдыха –
и пришел ответ: снегоступы.
Поизучав интернет, я поняла, что тема более-менее актуальна в горном туризме (то есть не в Ленинградской области) и в охотничьих кругах. И, если в наших краях их и используют, то не особенно делятся опытом в сети. Что ж, ещё интереснее!
По сравнению с зимними видами спорта, для которых, помимо снаряжения, требуются ещё и специальные навыки, снегоступинг гораздо доступнее: нужны собственно снегоступы, трекинговые палки и комплект “руки-ноги-голова”. Техника интуитивно понятна и осваивается на ходу, в прямом и переносном смысле.
Разве можно не осуществить такую идею немедленно? Так у меня и оказались первые снегоступы Сплав Malamuth 58 Track. Тест-драйв произошел в день покупки. Помню, как в полном восторге носилась довольным лосем по лесу, удивляясь: так можно было? Я была одна в зимней чаще и шла, куда глаза глядят. Снегоступы сразу зарекомендовали себя, как снаряжение с универсальной проходимостью.
Со временем чувство снега развивалось и обнаруживало нюансы. Пухляк до первой оттепели – красиво, пышно, но непросто, этот пушистый объем нисколько не держит и проминается до земли. Мокрый снег налипает на снегоступы и добавляет на ноги до пары килограммов лишнего веса. Есть сюрпризы и на болотах: пока они не замёрзли, под снегом в мочажинах стоит вода, которая на морозе тут же превращается в наледь, а соскребать её со снегоступов еще сложнее, чем мокрый снег. Хождение по рассыпчатой ледяной крупе в марте-апреле напоминает передвижение по рыхлому песку. А самый лучший снег начинается после чередования оттепелей и снегопадов и похож на торт: плотная слоёная начинка и крепкая глазурь наста сверху.
Снег может не только сглаживать неровности рельефа, но и устраивать ловушки. Как-то раз я ступила в пышный сугроб, а оказалась в ручье, провалившись в скрытую под снегом сеть кустарника чуть ли не до подмышек. Проваливалась и в бурелом, прямо в лапы поваленных деревьев. Поэтому на снежной целине действует то же правило, что и на болоте – перед тем, как куда-то наступить, прощупать место палкой. Палки – вещь необходимая, и для пробы сомнительных мест (буреломы, лёд, участки рядом с открытой водой), и для комфортного распределения нагрузки при ходьбе.
Что касается местности для прогулок, то самые видовые и физически несложные маршруты будут в полях, на замёрзших озёрах и болотах, а также на заснеженных просеках. А лесное бездорожье, как и летом, заставляет делать выше ноги от земли и карабкаться через буреломы.
За несколько зим я опробовала четыре модели снегоступов. Расскажу подробнее про каждую из них.
Первенцы – Malamuth 58 Track от компании Сплав
Крепкие и неубиваемые. Можно ходить вверх-вниз по склонам, по снегу, по льду, по болоту, и наверное, по горам – просто я там ещё не была. Регулируемое крепление, есть подпяточник. За сцепление с поверхностью отвечают стальные зубчатые полозья и кошки, при желании можно использовать для самозащиты. Вес одного снегоступа 1190 г, размер 58×20 см., вес пользователя до 90 кг. Для меня они оказались тяжеловаты из-за обилия металла, несомненно, полезного в горах, но не актуального для равнинных прогулок по Ленобласти.
TSL 810 Trappeur
Самая “любительская” модель известного производителя с нерегулируемым резиновым креплением, рассчитанным на здоровенную ногу размера 45-53 и напоминающим половинку галоши с пяточным ремешком. Дека пластиковая без кошек. Очень лёгкие: вес 1 штуки – 690 г., размер 81 х 24. Вес юзера по данным производителя 70-140 кг. В интернете пишут 90 кг., не верьте интернету.
Модель я подметила на сайтах прибалтийских экомаршрутов, где предлагались экскурсии по болотам на … снегоступах! Находка удачно совпала с моим собственным желанием оптимизировать болотоходство. Первый болотоступинг состоялся в прошлом году и принес незабываемые впечатления и планы на дальнейший апгрейд.
Снегоступы лыжной фабрики “Маяк”
Одна из самых популярных моделей на рынке, выпускаемая под брендом одноименной лыжной фабрики из Кировской области. В линейке пять размеров с отличием по весу юзера, длине и ширине. У меня были самые маленькие: 68х23, вес до 90кг, вес одного снегоступа 1100 г. Дека из полужёсткого пластика на алюминиевой раме усилена стропой под носком, крепление регулируемое, “кошечки” аккуратные, подпяточника нет. Хороши на болотах, равнинах и в не заваленных буреломом лесах. У меня они появились, как замена железному “Сплаву”. Простая и удобная прогулочная модель.
TSL 325 Elevation
2023 – й начался с решительной сбычи мечты (и “а вдруг потом не будет?”), и в снегоступохозяйстве появились TSL 325 Еlevation. Проверенная классика уже упомянутого бренда. Размер 61х22,5, вес одного изделия 920 г. Очень эргономичные. Крепление регулируется в трёх позициях: обхват носка, обхват лодыжки, расстояние между носком и пяткой. На пятке фиксацию к деке можно сделать жёсткой или свободной, чередование вариантов неплохо разгружает ноги. Дека пластиковая, “кошки” на носке и стандартный комплект аккуратных шипов. Ощущаются, как продолжение ноги. Единственный недостаток: цена.
На этом я заканчиваю свой пользовательский снегоступо-обзор, и желаю вам лёгких и увлекательных зимних прогулок!