| |

123 день зимы, или апрельская прогулка по маршруту “Ладожские берега”

Коккоревский заказник давно привлекал моё внимание, ещё с тех пор, как я ночевал на его границе во время одного из водных походов 2019 года. Полноценной прогулке мешало только одно обстоятельство: транспорт. Добираться в Коккорево тремя перекладными не очень-то удобно, особенно с учётом “соблюдения” расписания пригородными автобусами. Ожидание затянулось…

И вот недавно, при выборе места для очередной прогулки, мы с напарницей вспомнили про Коккоревский заказник. За неделю, прошедшую с исторических поисков саркосцифы в марте, Ленинградскую область снова завалило снегом. Небольшая протяжённость тропы “Ладожские берега” (5,7км) сыграла в этих условиях решающую роль: героически преодолевать сугробы не хотелось ни капельки. Да и погода не сулила ничего обнадёживающего. Зима-зимой, хоть на дворе и 2 апреля.

Добрались до Коккорево. Под вой ладожского ветра, несущего по асфальту вполне февральскую позёмку, выяснили, что от парковки до начала тропы нужно пройти ещё чуть больше километра. Что ж, маршрут несколько вырос. Это обстоятельство, вместе с закрывшими небо тёмными облаками, признаюсь, сильно повлияло на настроение. Я шёл, ворча под нос, регулярно получая снежные оплеухи от местных сосен. На развилке даже малодушно проигнорировал поворот на Коккоревское болото, чем сократил себе маршрут на полтора километра.

Зато у орнитологической вышки на мысе Сосновец, ожидая более отважную и болотолюбивую спутницу, я вдоволь полазал по кустам и поснимал лишайники. На прибрежных ивах нашлись фотогеничные ксантория настенная, фисция звёздчатая и ещё несколько видов, которые я даже не стал пытаться идентифицировать.

Во время перекуса около вышки небо открылось и выглянуло солнце. Как изменилось всё, от настроения до окружения! Наверное, мои далёкие предки были солнцепоклонниками. Правда, что их занесло в туманные северные болота – загадка… Сосновый бор засверкал осыпающимися льдинками, тростник засветился золотом, а вдали, за отмелью, стали видны мощные торосы, напомнившие мне окрестности Мончегорска, как их видно из Имандры.

На второй половине маршрута, проходящей по самому берегу Ладожского озера, мы прикоснулись к истории. Останки бетонных блиндажей, вышки дальномеров – молчаливые свидетели мрачных событий Великой отечественной войны. Здесь располагалась артиллерийская батарея, бойцы которой предотвратили полную блокаду Ленинграда, прикрывали огнём Дорогу жизни и участвовали в прорыве 1943 года.

Вообще приозёрный участок маршрута явно более посещаемый, чем лесная и болотная части. Дорога даже в снежное время разбита квадроциклами и болотоходами, проникающими на заповедную территорию вопреки правилам заказника. Тут и там в тростнике виднеются следы спуска лодок. Скромно надеюсь, что оборудованная экотропа будет под более пристальным вниманием Дирекции ООПТЛО, поскольку места эти замечательны и природным, и историческим наполнением.

Друзья! Я всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!