Два заказника “по касательной”: авантюрный поход по северу Мшинского болота
Идея маршрута от железнодорожной станции Витебского направления “80 километр” до станции Балтийского направления “Дивенская” родилась ещё в прошлом году. Нитка проходит сразу через две особо охраняемые территории: ООПТ “Север Мшинского болота” и заказник “Ракитинский”. Но, как оказалось, не только этим интересна данная местность…
Солнечным субботним утром 15 января я вышел на маршрут. Дорога, ведущая от посёлка Новинка к Дружной Горке оказалась хорошо очищенной от снега. Окрылённый первой удачей, я направился к повороту в лес, к достопримечательности, обозначенной на Google Maps как “Мама-камень”. Судя по некоторым фото в сети, на камне должна быть выцарапана соответствующая надпись. Но под слоем льда и снега мне её найти не удалось.
Краткое знакомство с ООПТ “Север Мшинского болота”
Чуть углубившись в лес, я пересёк границу особо охраняемой природной территории “Север Мшинского болота” и вышел на берег речки Ракитинки. Зимний пейзаж показался бы весьма унылым, если бы не лучи солнца, сквозь прорехи в облачности достигшие сугробов. Неподалёку нашлась охотничья вышка, варварски приколоченная к трём берёзам и сосновой жерди. Я рискнул подняться по скрипучим ступеням наверх, к площадке. Панорама не впечатлила, но разнообразия ради оно того стоило.
Оживлённость внесли и обитатели леса: множество следов зайцев, лосей, куниц превратило снежный покров в страницы увлекательной книги. Вот что пишет о видовом разнообразии территории сайт ooptlo.ru:
«Благодаря сочетанию лесных, болотных, луговых и водных угодий видовое разнообразие животных заказника достаточно велико. Массивы верховых болот служат прекрасными гнездовыми и кормовыми местообитаниями тетеревиных птиц (глухарь, тетерев, белая куропатка), а также серого журавля. Они являются местом тока тетеревиных птиц. На болотах и лугах гнездятся различные кулики. Многочисленны в заказнике и млекопитающие (лось, кабан, куница, барсук, лисица, заяц-беляк).»
Наскоро перекусив, я вернулся на дорогу и зашагал дальше на запад. Пересекая ручей Ольховый, вспомнил поход к Ширскому озеру, находящемуся в пяти километрах севернее. Удивительное место, которое тоже стоило бы взять под охрану…
Ночёвка в зимнем лесу
Достигнув границ заказника “Ракитинский”, я разбил лагерь и устроился на отдых. Ранний подъём, двенадцатикилометровый переход и короткий световой день располагали к обеду, плавно переходящему в ужин, и долгому сну.
Обустраивая ночлег в зимнем лесу, я не расчищаю площадку для палатки от снега, а притаптываю его. Это менее опасно для зимующих под холодным покрывалом растений, а для меня – более удобно, поскольку поверхности можно придать нужную форму. К тому же образующиеся в процессе снежные бортики отлично защищают лёгкую палатку от ветра.
От холода меня защищает простенькая система из двух ковриков – пенки и самонадувашки, двух синтетических спальников – на 0 и +10 градусов, и дополнительного мешка из полиэстра с водоотталкивающей пропиткой. Вся эта кажущаяся громоздкой конструкция позволяет с комфортом ночевать при температуре до -10 градусов в лёгкой летней палатке.
Я не самый большой любитель снежных походов. Выбираюсь с ночёвкой от силы два-три раза за зиму, и то в хорошую погоду. Для меня эта техника стала удовлетворительной альтернативой покупке специального комплекта зимнего снаряжения.
Заказник “Ракитинский”
«К настоящему времени безлесные болота в заказнике исчезли, и торфяники стали покрыты лесной растительностью. На осушенных верховых болотах преобладают сосняки, на переходных – смешанные леса, на низинных – обычны черноольшаники. Кроме торфяников на территории заказника распространены равнины на моренных суглинках. Здесь произрастают мелколиственно-еловые леса. Среди заболоченных моренных равнин протягиваются чуть заметные в рельефе гряды шириной до 100–200 м, сложенные мелкозернистыми песками. На песках растут сосновые и елово-сосновые леса.
Фауна заказника, по причине относительной однородности местообитаний, не слишком разнообразна и достаточно типична для подзоны южной тайги. Из птиц большая часть видов – это лесные воробьиные, дятлы, некоторые хищные птицы (ястребы тетеревятник и перепелятник, канюк), встречаются рябчик и глухарь. Из зверей обычны лось, лесная куница, белка, иногда встречается медведь.»
Информация с сайта ooptlo.ru.
Утро началось с обычного для зимних походов растапливания снега на кофе и завтрак. В качестве последнего я попробовал приготовить кукурузный суп. Результатом остался очень доволен, обязательно дополню этим рецептом запись о рационе из сушёных продуктов.
Мой дальнейший путь лежал по заснеженной дороге, ведущей к Ракитинке. Два километра тропёжки дались нелегко – местами снег доходил до колена. Множество согнувшихся под тяжестью снега молодых лиственных деревьев образовали очень красивые, но труднопреодолимые для человека с рюкзаком арки. А ведь предстояла обратная дорога, лишь немногим легче…
Речка, по которой здесь проходит граница двух особо охраняемых территорий, порадовала если не видами, то следами присутствия водной живности. Любители полакомиться молодыми кустарниками оставили у незамёрзшей полыньи множество следов. По возможности тщательно сфотографировав трофеи, я отправился обратно, к месту ночлега.
Непростой выход с маршрута, обернувшийся интересным открытием
Переход к станции Дивенская представлялся мне долгим, но несложным. Всего-то 14 километров по обозначенной на карте и отчасти разведанной мной лесовозной дороге! Здесь и легковая машина проедет, думал я. Пока не дошёл до тупика – вырубки за границей заказника.
Дорога, отмеченная на карте, представляла собой заснеженную насыпь, оставшуюся от проходившей здесь когда-то железной дороги Веймарн-Чудово. Если здесь и можно было проехать, то только летом и на мототранспорте. Обратный путь с выходом на вчерашнюю трассу увеличивал расстояние между мной и нужной станцией примерно на пять километров. Сейчас я бы не думая развернулся и потратил бы в итоге меньше времени и сил. Но тогда – решил идти напрямую, к посёлку Заозерье.
Я надеялся, что участок снежной целины здесь будет небольшим, что вскоре появится снегоходный путь. Близость посёлка и охотугодий говорили в пользу этой теории. Но я не учёл главного: высота снежного покрова здесь была ощутимо выше, чем на пройденном утром участке. Три километра я шёл два с половиной часа, проваливаясь местами по карманы брюк и набрав полные сапоги снега…
За четыре километра до Заозерья насыпь оборвалась обломками моста и вывела меня на более или менее сносную лесовозную дорогу. Темп хода вырос, я наконец-то согрелся. Поднялась до нуля и температура воздуха. Немного подрезала расправившиеся было крылья метель, но широкая дорога, начавшаяся от посёлка, всё же помогла мне уехать даже не на последней электричке.
Итоги: за два дня я прошёл около тридцати километров, из них семь по снежной целине с высотой покрова с полметра. Посетил, пусть и “по касательной”, две особо охраняемые территории. Встретил множество следов лесных жителей. Увидел, хоть и издали, лису и куницу. Открыл насыпь старой железной дороги и главное – отлично выспался на свежем воздухе.
Всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!