|

Походы без отходов?

Я против мусора в лесу. Пакетам, бутылкам, окуркам не должно быть места на тропах, туристических стоянках и уж тем более в чащах и водоёмах. Уверен, не найдётся такого человека, любящего бывать на природе, который обрадовался бы соседству с кучей ржавых консервных банок или пластика. Почему же в лесах так много мусора и как сделать, чтобы его было меньше? У меня нет ответа на первый вопрос, а вот свои варианты решения второго я изложу ниже.

Если проанализировать состав мусора, который встречается в лесах, можно заметить две основных составляющих: упаковка и укрывные материалы. Стеклянные, металлические, пластиковые ёмкости от еды и напитков – в лидерах по присутствию на стоянках и вдоль дорог. Стрейч-плёнка, полиэтилен, старые рекламные баннеры на убогих конструкциях навесов и “бань” создатели не утруждают ни увезти с собой, ни утилизировать.

Я давно привык, что стихийные свалки сопровождают почти все населённые пункты, встречавшиеся мне на маршрутах Ленинградской области и за её пределами. Самая масштабная, что особенно прискорбно, встретила меня на пути от станции Имандра к Хибинским горам. Чудовищный зловонный овраг гнойной раной на теле планеты протянулся на несколько сотен метров. А ведь это отходы одной маленькой деревни, которых могло не быть, организуй местные власти вывоз мусора, например, по железной дороге…

Свалки присутствуют и на особо охраняемых природных территориях. Особенно там, где есть свободные для проезда автомобилей дороги. Почему-то именно автомобилисты оставляют после себя максимальное количество отходов жизнедеятельности, хотя именно им проще довезти мусор до контейнеров или официальных полигонов.

Бичом растительности на стоянках являются вбитые в дерево гвозди. Честно говоря, мне никогда не приходила в голову мысль делать что-то подобное (не лень же для этого тащить с собой гвозди и инструмент), а потому постичь логику таких поступков я даже не пытаюсь. Обернул шнур вокруг дерева, защёлкнул лёгкий карабин, чтобы не возиться с узлами (умею, но не люблю) – и готово. Кто-то возразит, что всё это дендрофекальное архитектурирование направлено на обеспечение комфорта “отдыхающих”. Имею сказать: хотите такого комфорта – сидите дома или на даче.

Отдельно хочу отметить сооружения, обтянутые стрейч-плёнкой. Разборке с повторным применением они не поддаются, а потому, как правило, бросаются там, где были построены. Иногда это расценивается даже как создание элемента комфорта на стоянке. Мне приходилось слышать от любителей рыбалки на Ладожском озере: мы там-то и там-то такую баню сделали! На мой вопрос, разобрали ли её, следовал ответ – нет, зачем, мы же через год опять приедем. Увы, вряд ли зима и ладожские ветры пощадят убогую конструкцию. Быть ей разнесённой в клочья по соседним островам. Не говоря уже о том, что многим туристам просто больно видеть такое надругательство над природными пейзажами. Но недалёкие потребители природы приедут в следующем году с новым рулоном плёнки.

Поговорим и о кострищах. Уважаемый и известный путешественник Олег Чегодаев считает кострища точкой притяжения мусора. К сожалению, я вынужден согласиться, расширив эту “точку” до стоянки вообще. Редко встретишь “оборудованное” место, в золе и углях в центре которого не покоились бы объедки и консервные банки, не валялись бы вокруг пустая тара из-под напитков и полиэтиленовые пакеты. Я не говорю о том, что комфорт и удовольствие от пребывания в таком “очаге цивилизации” вообще весьма сомнительны.

Я и сам не могу считаться образцом для подражания: за множество рыболовных и туристических выездов после меня на лоне природы остались телефон, фитнес-браслет, две треккинговых палки, десяток воблеров, несколько метров лески, паракорда и крышечка от чайника. Но это случайный ущерб, который я всякий раз честно пытался предотвратить поисками. И попутно вырабатывал свою систему привычек, которая позволила минимизировать потери для меня и урон для экологии. О ней и пойдёт речь ниже

Напитки

Я редко пью в походе готовые напитки, продающиеся в магазинах. Родниковая, озёрная, речная вода, разнообразные чаи, кофе занимают флягу и реже – термос. Лимонад и квас хороши по завершении похода, газированная вода – в жаркую погоду, при проходе через населёнку (читай – раз в год). Но если уж захотелось тащить что-то лимонадоподобное на маршрут – стоит просто отдать предпочтение напиткам в лёгкой таре, которую можно смять и убрать в рюкзак к остальному мусору, а в городе – сдать на переработку.

Для излишков чая или сбора родниковой воды, встретившейся по пути, я всегда имею с собой несколько ёмкостей. Это одна из фляг, о которых я писал здесь и здесь, и складная канистра объёмом около пяти литров. Эти предметы служат очень долгое время, избавляя меня от необходимости снова и снова приобретать пластик.

Отдельно замечу, что более половины тары, встречающейся в лесу – из-под алкогольных напитков. Стекло, жесть, тетра-пак валяются как на стоянках, так и на тропах. Если имеется потребность изменять сознание с помощью алкоголя, почему не перелить его в городе во многоразовую тару? Или не унести мусор с собой..?

Продукты

Торговая упаковка круп, составляющих основу моего походного рациона, не очень-то прочна при перевозке в рюкзаке. Да и смысла нести в ПВД килограмм гречи нет никакого. Раньше для порционной фасовки круп я использовал пакетики с застёжкой: их удавалось использовать до пяти раз. Теперь на их место пришли баночки для косметики, купленные в магазине рукоделия. Они тяжелее пакетов, зато ресурс использования практически не ограничен.

А вот при подготовке к длительным походам на помощь приходят пластиковые бутылки из-под напитков, желательно с широким горлышком. В них крупы, сухое мясо и чай защищены не только от механических повреждений, но и от влаги. Кроме того, такая тара значительно легче порционной. Опустевшие бутылки при необходимости можно компактно смять, но мне они обычно не мешают, занимая тот же объём, что и в начале похода.

Скоропортящиеся продукты вроде колбасы, сыра или сырых овощей я перекладываю в многоразовые бытовые контейнеры или оставляю в заводской упаковке, если нахожу её достаточно прочной. Разумеется, это актуально только для первых суток похода – дольше такие продукты хранить не стоит. Исключением являются сало и сырокопчёная колбаса – они спокойно “живут” до двух недель. Контейнеры, конечно, не смять, как пластиковые бутылки, но их можно подобрать так, чтобы складывать друг в друга. Или использовать для сбора даров леса.

Отдельно хочу коснуться мелкой тары. Для соли и сахара замечательно подходят баночки из-под витаминов. Широкое горлышко способствует свободному высыпанию, а крышки удобно использовать для точной дозировки. А под специи и растительные масла у меня прижились бутылочки для жидкостей, продающиеся на АлиЭкспресс: тонкий носик обеспечивает дополнительную герметичность, что в случае с маслом очень важно.

Снаряжение

Наверное, каждому туристу случалось терять что-то в походе. Ронять в глубокую воду, забывать на стоянке или привале, терять из виду на местах сбора грибов или ягод. Таких потерь можно избежать только с помощью собранности и внимания. На маршруте следует всегда помнить, что должно быть на спине, в карманах, в руках, и проверять наличие этих вещей после привалов или преодоления препятствий.

После сбора лагеря и надевания рюкзака я обычно обвожу взглядом полянку, на которой ночевал, и благодарю место за гостеприимство. Этот нехитрый и распространённый среди туристов старой школы ритуал помогает увидеть забытые вещи, особенно если они имеют яркие, не характерные для природного покрытия цвета: оранжевый, красный, голубой. Как можно увидеть на фото ниже, моё снаряжение скорее тёмных цветов. Я решаю проблему заметности мелочей яркими деталями – темляками, сплетёнными из яркого паракорда элементами.

По той же причине стоит отдать предпочтение ярким шнурам для крепления тентов и снаряжения к деревьям: я неоднократно забывал отрезок паракорда с карабином, на которые подвешиваю рюкзак, на стоянках. Вспоминаются такие потери, как правило, уже за десятки километров от места утери. Во избежание этого я стал намертво привязывать один конец шнура к рюкзаку. То же с тентами: я не использую отдельный мешочек для шнуров, все отрезки нужной длины уже привязаны к своим петлям.

Заключение

При выходе с маршрута я несу несколько пустых ёмкостей, которые повторно использую при подготовке к следующему походу, и небольшой пакетик с заводской упаковкой от продуктов и, иногда, баллончиком из-под газа. Вес всей этой пустой упаковки не превышает трёхсот граммов, что в разы меньше, чем принесённое и использованное содержимое. Да, мой подход пока далёк от совершенства. Но я считаю этот путь единственно верным для сохранения природных троп и маршрутов если не в первозданном, то хотя бы в чистом виде.

Всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!