Лейпясуо: озеро Желанное и эхо далёкой войны
Проект этого похода вызревал с осени 2019. Началось всё с того, что я прошёл от Кирилловского до Лейпясуо через берега Глубокого озера, с посещением укрепрайона Le небезызвестной линии Маннергейма. По итогу осталось желание осмотреть и основную часть укреплений времён советско-финской войны, находящуюся к юго-западу от железнодорожной станции Лейпясуо. Новый поход всё откладывался и откладывался по разным причинам, и вот звёзды сошлись так, как надо.
Утром 23 апреля я прибыл… Нет, не на один из вокзалов, с которых обычно начинаются мои приключения, а к месту встречи со спутницей, предпочитающей перемещаться в пространстве на автомобиле. На этот раз на первом этапе похода компанию мне решила составить загадочная Е. В своём блоге в Instagram она пишет потрясающе проникновенные заметки о наблюдениях за внутренним миром человека, частенько оказывающегося в необычных местах. То есть о себе. Но сколько же раз я отмечал, что узнаю в её словах то своё, что не смог выразить даже мысленно!
Наша прогулка началась от урочища Сумма. Если быть точным, первые впечатления я получил провалившись под снег и промочив ноги буквально в ста метрах от парковки. Я был к этому готов и специально не взял с собой резиновых сапог или иной влагозащищённой обуви. Потому что абсолютно защититься от весенней распутицы невозможно. Все варианты забродников, мембран и сапог хороши только тогда, когда ты знаешь, куда идёшь…
Укрепрайон Sk линии Маннергейма находится в непосредственной близости от Молодёжного шоссе. Для осмотра ДОТов нам с Е. пришлось погрузиться в атмосферу весеннего леса примерно по колено. Расслабившись во время прогулки по Шалово-Перечицкому заказнику я решил, что за неделю и северные леса оттаяли до проходимого состояния… Нет.
Прочувствовав атмосферу Финской войны на ДОТах Sk8, Sk9, Sk12 и Sk17, мы направились к озеру Желанному. В ходе прогулки выяснилось, что южный берег занят военным полигоном. Пройдя болотами до безымянного ручья, мы приняли решение о возвращении к ДОТу Sk17 и двухкилометровому обходу к отмеченной на карте стоянке на противоположном берегу Желанного. Преодоление ручья было очень нежелательным приключением, мы потеряли бы массу времени на строительство переправы или брод с последующей сушкой…
Пребывание на стоянке стало лучшим событием дня. Запасливые рыбаки (или охотники..?) оставили на стоянке огромное количество напиленных бензопилой и расколотых топором дров. Конечно, костёр организовался быстро и подарил нам не только тепло, но и незабываемую атмосферу лесного уюта. А кофе, обжаренный на живом огне хлеб и классические макароны с вкусной тушёнкой “Кронидов” стали прекрасной наградой за тяготы дневного перехода.
Моя спутница покинула лагерь около восьми часов вечера, с расчётом добраться к машине до темноты. А я остался смотреть на огонь и планировать завтрашний переход до железнодорожной станции Лейпясуо. Если бы я знал, что меня ждёт…
Утро началось с зарядки под композицию “Bad Boys” Inner Circle. Обычно мне лень двигать конечностями едва проснувшись, но ночное похолодание и желание поскорее увидеть Перовку и плотину затопления заставили пошевеливаться. Свекольный суп на завтрак, лепестки суданской розы с кипятком во флягу – и в путь!
Первые трудности возникли уже в сотне шагов от лагеря. Слой снега на дороге и в лесу превышал метр. Наст не держал меня даже после ночного похолодания, что уж говорить о том, какая каша образовалась под ногами от солнечного тепла.
Едва преодолев километр пути, я столкнулся с новой преградой. Ею стала речка Веснянка, разлившаяся до вполне сплавной ширины. К счастью, глубина потока в том месте, где через него была переброшена пара брёвнышек, оказалась небольшой. Я легко переправился, опираясь трекинговой палкой о дно. Только предварительно убрал всё, что боится влаги, в герметичный мешок.
Дорога к переправе через Перовку запомнилась не только преодолением многочисленных снежных завалов и разливов талой воды, но и интересными находками. Во-первых, на свободной от снега полянке я встретил первый в этом году строчок. Несмотря на несъедобность этого гриба, мне он очень нравится как маркер настоящей весны. Во-вторых, нашёлся хороший кусочек чаги, аккурат на вечернее послепоходное чагопитие.
Не буду останавливаться на других подробностях этого непростого перехода, я постарался как можно быстрее стереть их из памяти. Но Лес наверняка запомнил те многоэтажные матерные конструкции, которыми я оглашал окрестности. Кстати, особенно актуальным этот процесс стал после обнаружения на снегу свежих медвежьих следов.
Долго ли, коротко ли – я пришёл к Перовке. Конечно, не к тому месту, где находится плотина затопления и где (как выяснилось позже) можно гарантированно пересечь реку в любое время года. Нет, мне нужно было собрать все переправы на маршруте именно в половодье. Возвращаться к развилке, откуда на восток уходит сомнительная дорога к плотине – это крюк в два километра (и в два часа времени). Так же, тогда я не знал, в каком состоянии плотина и можно ли вообще по ней переправиться.
Сама переправа вызывала много страхов. Бревно шаталось под потоком воды, удержать равновесие с пятнадцатикилограммовым рюкзаком шансов не было. Решение пришло после двух перекуров. Я снова убрал всё, что боится воды, в гермомешок, вооружился трёхметровым дрыном (на фото не попал), и, воткнув оный примерно в середину реки, пополз по бревну сидя. Ледяная вода неприятно щекотала нижние конечности и тестикулы, усиливая страх опрокинуться вместе со всем имуществом в быстрый поток…
Вот и противоположный берег. Без потерь. Хотя… Где же трекинговая палка?! Я пристегнул её к грудной стяжке рюкзака на том берегу. Сейчас надёжный “фастекс” расстёгнут. Как и когда это случилось..? Теперь эту тайну может поведать только Перовка…
Дальнейший путь к плотине, а от неё – к станции Лейпясуо был довольно однообразным. Тот же снег, та же талая вода в провалах. Но не отметиться на этой локации я не мог, это привело бы к необходимости приехать сюда снова, а у меня и так были планы на посещение “Долины смерти” в более тёплое время. Сооружение впечатлило, разве что хлипкие информационные стенды, хлопающие на ветру слегка подпортили впечатление.
Маршрут в 12 километров я шёл 7 часов, без остановок на обед или чай. Как же рад я был, когда ступил наконец-то на поселковую гравийку! Мучениям пришёл конец. Впереди маячили квас и пряники из местного магазина, а так же электричка до Финляндского вокзала…
Всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!