Тёмные воды Тигоды, эпизод второй: Большая Кунесть-Тигода
С началом лета на водоёмы Ленинградской области приезжает отдыхать множество горожан. Берега рек и озёр становятся шумными и неуютными. Самое время забираться в более глухие места. Очень кстати пришлись длинные выходные, и я наконец-то смог доосуществить прошлогоднюю задумку: сплав по Тигоде. Тогда моим планам проплыть от города Любани до посёлка Тигода помешала погода. И не дожди, как можно было бы подумать, а жара и рассвирипевшие кровососы. Сплав закончился на пляже деревни Большая Кунесть.
День первый, 10 июня. Смородиновые берега
На этот раз я уделил больше внимания подготовке и наблюдениям за прогнозами погоды из разных источников. Немного смущала логистика: от железнодорожной станции Трубниково до ближайшего берега реки – около Большой Кунести – более пяти километров, и тащить снаряжение на своём горбу ещё и на такое расстояние не хотелось. Тем более что у нас с напарницей только-только прошли внезапно потянутые (или застуженные?) мышцы спины. В итоге нам помог местный житель, дежурящий около станции и подрабатывающий извозом – спасибо!
В прошлом году, нагруженный рюкзаком и гермой с пакрафтом, я не посетил местную достопримечательность: минеральные источники. Что ж, это недоразумение исправлено! Источников здесь два. Первый и самый посещаемый – рукотворная скважина. Впечатляющий железный столб мироточит вкуснейшей минералкой, железистой и приятно солоноватой. А чуть поодаль есть ещё один выход, прямо из склона. Оба источника питают речку Тверезну, впадающую в Тигоду аккурат в удобном для стапеля месте.
Первые километры сплава прошли сказочно. Уставшие за насыщенную рабочую неделю, мы запланировали небольшой – около восьми километров – переход и полуднёвку. Как раз в тех местах карта обещала несколько точек с отметкой “кемпинг”. Каково же было моё разочарование, когда в первых двух точках не удалось даже выйти на берег! Зато в процессе исследования обнаружилось множество кустов черной смородины, свисавших прямо к воде. Конечно, был сделан запас ароматных листочков.
Так пересекли границу Новгородской области. Изрядно проголодавшиеся, мы решили дойти до третьей точки и если не разбить лагерь, то как минимум пообедать. И тут Тигода преподнесла сюрприз: течение упёрлось в заросли камыша и травы. Что ж, пришлось спешиться и перетащить пакрафты через флору до узкого коридорчика воды в зарослях. Впечатлившись преодолением, мы пристали около очередного “кемпинга”. Здесь удалось хотя бы более или менее удобно сойти на сушу. А стоянка… Оказалась заросшим кострищем в густом лесу.
Выбирать не приходилось. Было принято решение отдыхать здесь, как минимум ровное место под палатку нашлось, и вид на реку с высокого берега радовал. Быстро поставили палатку, без тента, чтобы приготовить еду, не отбиваясь от стад комаров. Кстати, опробовали тлеющую берёзовую губку в качестве репеллента: работает! Пока я жарил аппетитные колбаски, напарница прогуливалась по окрестному лесу. Её окрик – гриб! – вызвал большое воодушевление. Наконец-то нашёлся трутовик серно-жёлтый в лесу, а не в городе. Но добычу решили оставить на утро, сегодня необходимо было как следует отдохнуть.
День второй, 11 июня. Блики на прибрежных деревьях
Утро выдалось прохладным и туманным. Вылезать из спальника не хотелось категорически, и провалялся я в сладкой дремоте до начала десятого. Поздний подъём сулил поздний выход на воду, а расстояние предстояло преодолеть немалое. Но всё же хороший отдых был важнее, поэтому завтракали неспешно, хоть и самой простой едой (в последнее время в нашей маленькой команде проснулась любовь к лапше быстрого приготовления самых разных марок; я даже составил сводную заметку, которую планирую пополнять).
К полудню вышли на маршрут. После вчерашних камышей любая водная растительность вдалеке выглядела подозрительно. Однако обошлось без переносов, хотя попетлять по камышовым коридорам и спешиться на живописной шиверке всё же пришлось.
Ближе к деревням Кочково и Деделёво Тигода стала полноводной и пригодной для моторных лодок, пару рыбацких компаний мы поприветствовали ещё задолго до населёнки. Грести стало сложнее, течение перестало чувствоваться, а для пакрафта это существенный минус. Ещё и солнце стало припекать очень ощутимо, сказался дошедший до Новгородской области антициклон. Не дойдя немного до деревни Нечанье, мы выползли в поле подкрепить силы и хоть как-то отдохнуть. Половина и дневного перехода, и всего маршрута была позади.
После обеда, вопреки ожиданиям, сплав проходил ещё более вяло: сказывались солнце и отсутствие ветра. Перегребали из тенька в тенёк, пока около пяти часов не почувствовали долгожданную вечернюю прохладу.
К шести часам стало ясно, где нужно останавливаться. Близ деревни Менёвша на карте было отмечено несколько “кемпингов”, имеющих подходы по дорогам. Но вот по левому берегу мелькнуло что-то необычное: столик! Неизвестную стоянку просто необходимо было обследовать. Здесь действительно нашлись маленький фанерный столик, кострище с водружённым в центр мангалом, несколько чурок для сидения и запас напиленных бензопилой дров. Вот это я понимаю, кемпинг, а не то, что вчера! Общим решением остались здесь, пообещав себе проснуться завтра пораньше и наверстать непройденное.
На ужин готовили борщ с сушёным мясом – я всё ещё не теряю надежды найти нормальное, которое хорошо разваривается. Результат разочаровал, мясо, конечно, съедобно, но далеко от кронидовской тушёнки. Ещё продолжили экспериментировать с естественными репеллентами. В старой консервной банке, найденной на берегу, я проделал ножом несколько отверстий в районе дна, для доступа воздуха. Загрузил нарезанный крупными кусками трутовик. Сделал рукоятку, с помощью которой “кадило” помещалось в огонь для нагрева и старта тления. Жаль, но по субъективному впечатлению сегодняшний трутовик справился хуже вчерашней берёзовой губки.
День третий, 12 июня. Навстречу солнцу
Этой ночью очень плохо спали. Наверное, часа два, не больше. Сказались и усталость от перехода, и нервное переутомление от поисков стоянок, и перегрев на солнце… Зато я пожёг костёр и полюбовался утренним туманом. А уже в шесть общий подъём, кофе, снова лапша на завтрак и довольно оперативные сборы.
Вышли без четверти восемь. Солнце уже вовсю слепило, но ещё не обжигало. Почти десять километров пути было впереди. И первым делом мы осмотрели стоянку, до которой не дошли вчера. Чувство облегчения: столик здесь есть, но очень много мусора, нет дров и место под палатку метрах в тридцати выше по склону. Наша была гораздо уютнее! А расстояние наверстали буквально за полчаса. Можно было и поспать подольше…
Около устья Чагоды, на территории урочища Холмогоры, по моей инициативе мы снова спешились, и не зря. Как красив оказался вид с поля на слияние Чагоды и Тигоды! А топонимы – музыка! Я будто оказался в сказке, скорее даже былине, и почувствовал себя если не участником, то свидетелем какой-то древней легенды.
На участке до автомобильного моста стоянки стали попадаться чаще, а около трассы и вовсе было разбито несколько автолагерей. Что ж, каждому – своё, а мы немного передохнули в тени дубов и вязов и продолжили путь. Который, к слову, уже изрядно осложняла жара и присутствие раздражающих слепней разной масти. Неторопливыми переходами по правому, чуть более тенистому берегу, мы достигли цели маршрута – короткой цепочки домиков, объединённых на карте дорогой и железнодорожной станцией в километре от берега, под общим названием “пристанционный посёлок Тигода” (население по данным 2017г. – 1 человек).
Приключения на этом не закончились. Оказалось что дорога, отмеченная на карте как грунтовка, представляет собой колею в траве, проложенную, возможно, лично единственным жителем посёлка. Что ж, и не через такие дебри проходили. Ныряя то в лес, то в болото, направление таки вывело двух изрядно уставших путников к долгожданной станции. Впереди были три часа томительного ожидания единственного за сутки поезда, который должен был отвезти нас к цивилизации, в Кириши.
И тут, друзья, чуть не произошло непоправимое. После трёх часов, которые мы со спутницей попытались скрасить обедом, а я даже кратким сном на скамейке, единственная надежда на спасение в виде электровоза ЭТ2М чуть не уехала без нас. Мы разместились на официальном, асфальтированном полустанке, а состав стоял у дополнительного, земляного. И за пару минут до отправления меня осенило спросить у высунувшегося из окошка кабины машиниста, будет ли он перемещать состав к основной “платформе”. “Нет”, ответил тот, аргументировав свою позицию тем, что “здесь же никто никогда не садится”…
Дальше – без особых приключений. Электричка Тигода-Кириши, быстрый заход к ларьку с напитками, холодный квас и холодный чай в дорогу, электричка Будогощь-Санкт-Петербург, Ладожский вокзал, такси… От окончания сплава до открытия двери квартиры прошло семь часов, насыщенных самыми противоречивыми впечатлениями. А ведь ещё утром я любовался клубами тумана над зеркальной гладью тёмных вод Тигоды…
Друзья! Я всегда рад обратной связи и просто общению на тему туризма, походов, путешествий. Лёгких троп!