Сплав по реке Луге из Толмачёво в Кингисепп
Идея этого маршрута – логическое продолжение моих водных походов 2019-2021 годов. Луга-Толмачёво, Сиверский-Вырица, Вырица-Торковичи и, наконец, Торковичи-Толмачёво… Замечательные места эти нисколько не надоедают, напротив, зовут, как в гости, снова и снова.
Неожиданно солнечным утром четвёртого сентября я стоял на берегу Луги близ посёлка Толмачёво и задумчиво смотрел на уходящую вдаль ленту реки. Прогноз погоды на ближайшие два дня обещал встречный ветер и дожди… Придётся экономить заряд смартфона – благо, навигация на реке нужна редко. План был такой: в первый день пройти мимо устья Ящеры и найти хорошее место для стоянки. Следующий день провести в праздности, дожидаясь бокового юго-западного ветра, обещанного синоптиками на понедельник. Всего же до Кингисеппа предстояло пройти около ста двадцати километров, а запас провизии был взят на десять дней. Дальнейшее повествование – дневник, который для экономии энергии я вёл в бумажном блокноте…
4 сентября. День первый, Толмачёво – Ящера
Ранний подъём, частая перемена погоды в течении дня, ледяной встречный ветер и дождь… Первый день похода прямо-таки заставил быстро погрузиться в атмосферу автономного путешествия. Зато собраться в Толмачёво удалось при солнце, да и во второй половине дня, когда я достиг устья известной своим песчаным каньоном Ящеры, дождь прекратился. Воспользовавшись таким случаем, я искупался и расположился в двух километрах ниже по течению.
Разбив лагерь и плотно перекусив, я отправился на отдых, чтобы назавтра, вопреки первоначальному замыслу, пройти хотя бы десяток километров: при встречном ветре скорость продвижения падает весьма значительно, а сил расходуется куда больше. Зато течение пока хорошее для равнинной реки, тащит лодку даже против ветра.
Где-то в районе Ящеры пропал последний сигнал сотовой связи. Дальше придётся проверять его наличие у каждого населённого пункта, переведя смартфон в режим “Полёт”.
5 сентября. День второй, Ящера – Натальино
Ночью было немного зябко. Температура опускалась до 8 градусов. А утро подарило настоящее чудо: мягкий свет, лёгкий туман над зеркальной гладью реки – тишина и волшебство… Чуть позже поднялся обещанный встречный ветер. Но моей решимости продолжить путь это обстоятельство не убавило. Овсяная каша, кофе и шоколадный батончик замечательно восстановили силы, но… Покончив с завтраком, я благополучно задремал.
Проснувшись около полудня, я неспешно собрался и отобедал запаренной утром в термосе гречневой кашей с сушёным мясом. Такой способ приготовления пищи стал основным в этом походе и лёг в основу экономичной и удобной системы питания.
Уже к половине второго я снова был на маршруте. С погодой повезло. Несколько раз начинался было лёгкий дождь, но быстро переставал. В остальном день был хоть и прохладным, но солнечным.
Около посёлка Железо удалось поймать слабый сигнал Мегафона и позвонить домой. На выход в интернет в ближайшие дни рассчитывать не приходится, но это и к лучшему.
Пройдя запланированный участок до деревушки Натальино, я стал искать место для ночлега. Здесь к берегу Луги подходит просёлок от трассы на Осьмино. Многочисленны рыбацкие засидки: небольшие уступы около кромки воды, замусоренные и для лагеря неподходящие. Но в полукилометре ниже нашёлся хороший выход с ровной площадкой под палатку. С высокого берега открылся волшебный вид на реку…
Ужинал китайским супом и пюре с заправкой “Говядина по-кахетински” марки “Кронидов”. Такие заправки на этот раз стали основной мясной составляющей походного рациона. Я остался очень доволен вкусом и быстротой приготовления ужина.
6 сентября. День третий, Натальино – Старицы
Ночью зарядил моросящий дождь, не прекратившийся и утром. Собирать лагерь в такую погоду чревато намоканием ценного снаряжения, например электроники. Завтракал неспешно, надеясь на появление просвета в облачности. Тщетно.
На помощь пришла конструктивная особенность моей новой палатки: подстилка, называемая фут-принт, позволяет снять внутреннюю часть, оставив тент и пол, и собрать под такой крышей вещи. Затем оставшиеся влажные составляющие упаковываются в отдельный герметичный мешок.
Сладкая овсянка и кофе немного подняли упавший было боевой дух. Лучше всё же пройти меньше, чем было запланировано, чем вовсе остаться на месте и пережидать дождь, бездельничая в палатке.
Перед деревней Муравейно я увидел первую на пути паромную переправу. В отличии от Оредежа, где встречалось множество наплавных мостов, на Луге именно паромы связывают отдалённые от трасс поселения с “большой землёй”. Здесь их оказалось целых два: действующий малый, грузоподъёмностью до трёх тонн, и огромный, с интересной формы бочками, который, кажется, способен удержать на плаву танк.
Моросящий дождь с небольшими перерывами шёл весь ходовой день. Костюм из мембранной ткани с успехом справился с этой напастью. Одежда под “шкурой” осталась совершенно сухой, и в то же время я не испытывал “эффекта парника”, свойственного традиционным дождевикам из водонепроницаемых материалов.
Около пяти часов пополудни я стал присматриваться к берегам в поисках стоянок. Забраковал очень живописную поляну с огромным дубом посреди открытого пространства: слишком высокий берег, да и ни к чему мне столько места. А вот следующую, с пологим подъёмом и уютной полянкой на одну палатку на первом ярусе и большой площадкой на целую группу чуть повыше нашёл подходящей. Разместившись, я плотно поужинал и задремал…
Около десяти вечера меня разбудило ощущение поднявшейся температуры тела. Лицо горело, мышцы ломало и пронизывало болью. Мысли спутались. Каждое движение, казалось, отнимало последние силы. Чудом я смог сообразить, что нужно принять жаропонижающее. Так же заставил себя вскипятить воды и сделать тёплого питья. Тут кстати пришёлся запас лепестков суданской розы, более известной как каркадэ: приятный кислый вкус помог восполнить потери влаги.
Дальнейшие события ночи я практически не помню. Воспалённое сознание рисовало самые мрачные картины. Один в лесу, вдали от дорог, без связи и практически неспособный передвигаться я чувствовал себя обречённым на гибель. Спал урывками, отирал пылающую физиономию влажным платком. Конечно, о каком-то отдыхе и речи не шло…
7 сентября. День четвёртый, Старицы
К утру дождь прекратился. На некоторое время даже выглянуло солнце. Вдвойне обидно было валяться в палатке, не в силах даже поправить под собой смявшийся спальник. Температура спала, но слабость не позволяла даже приготовить еду. Впрочем, и аппетит отсутствовал…
Около полудня к моей стоянке причалила лодка. Супружеская пара из Стариц прогуливалась по любимым грибным местам. Мы поприветствовали друг друга, обменялись парой фраз. Затем женщина отправилась в лес, а мужчина спустился к лодке удить рыбу. Я же вновь забылся сном с элементами бреда.
Ближе к вечеру, когда я немного оклемался, мужчина (конечно, мы представились, но я напрочь позабыл имя этого замечательного человека) вернулся в сопровождении сына. Они спросили о моём самочувствии, привезли лекарства. Я вежливо отказался, объяснив, что имею полностью укомплектованную на такие случаи личную аптечку. Тогда молодой человек предложил мне эвакуацию в город, куда он собирался завтра. Такое участие со стороны совершенно незнакомых людей было очень приятно и своевременно. Наверное, иначе в этих местах просто не может быть: связи нет на тридцать километров окрест, дороги больше напоминают направления, а ближайшая квалифицированная медицинская помощь – в нескольких часах езды.
В половине десятого вечера, перед сном, я оценил своё состояние и нашёл его удовлетворительным. Выйти на маршрут я всё же смогу. Но если слабость не пройдёт, придётся его основательно сократить…
8 сентября. День пятый, Старицы – Лемовжа
Проснулся сегодня в половине седьмого. Самочувствие было сносное, слабость отступила. Оставались ломота в мышцах и боль в пояснице. Задача дня – максимально приблизиться к посёлку Большой Сабск. Если за двое суток пути последствия болезни не пройдут, эвакуируюсь оттуда автобусом.
Погода с утра пасмурная, но осадков со вчерашнего дня не было, и всё снаряжение замечательно высохло. Ночью термометр показывал 13 градусов. Под утро спалось совсем хорошо и спокойно. Быстрый завтрак, осторожные сборы и в путь!
В итоге день вышел очень насыщенным событиями и пейзажами. Небольшой дождь начался только под вечер, и я успел запечатлеть несколько живописных ручьёв и обнажений песчаников. На этом участке Луга необыкновенно напомнила братца-Оредежа!
Часам к шести я достиг намеченной цели, деревни Лемовжа, раскинувшейся на берегу впадения одноимённой речки в Лугу. Осмотрев местные стоянки, предпочёл разбить лагерь в диком лесу, в километре ниже по течению. Половина маршрута позади! Уже завтра я должен быть в Сабске, где будет принято решение: идти до конца или уезжать автобусом в Волосово.
Помимо важной вехи, Лемовжа запомнилась появлением связи. И Теле2, и Мегафон принимались стабильно. Я получил прогноз погоды и отправил весточку домой, где только сегодня узнали о моих недавних злоключениях. Синоптики пообещали на следующие дни относительно солнечную погоду, наконец-то пополню запасы электроэнергии с помощью солнечной панели. От этого тоже зависит продолжение похода. Оставаться без связи в таких безлюдных местах никак нельзя.
9 сентября. День шестой, Лемовжа – Большой Сабск
Переход оказался тяжёлым. В первой половине дня распогодилось – вышло долгожданное солнце, но вместе с тем поднялся сильный встречный ветер. После деревни Гостятино река заметно прибавила в ширине, а вот течение почти перестало ощущаться. С учётом волны сплав превратился в настоящее мучение.
Несмотря на попытки ветра сорвать солнечную панель с носовой гермы, мне удалось отыграть четверть заряда смартфона. Для четырёх часов непрямого солнца это очень даже неплохо. Ещё один такой день – и я обеспечен связью и навигацией до конца маршрута.
На подходе к Сабску стали встречаться традиционные для крупных населённых пунктов площадки для “отдыха на природе”: автомобильные подъезды к воде, ржавые мангалы, заваленные объедками кострища и мусорные кучи в пяти метрах от них. С большим трудом мне удалось отыскать укромное место, на котором и мусора было меньше, чем на других, и ровная площадка под палатку нашлась.
Ещё днём, на одном из выходов на берег, я нашёл горсть лисичек. А порывшись в одном из мешков с провизией, вспомнил о лапше соба, которую взял с собой ради эксперимента. Объединив эти ингредиенты с мясной заправкой, я получил поистине царский ужин. Особенно хорош он был после купания, под аккомпанемент красного молочного чая.
Ещё из событий дня: наконец-то закончился первый двухсотдвадцатиграммовый баллон газа. На шестой день! Я начал было подозревать, что перепутал баллоны. Никогда ещё в моей практике расход газа не был таким низким. Если объединить первый день с днём болезни в один, выходит, что я тратил сорок четыре грамма газа в сутки. Это трёхразовое горячее питание, утренний кофе и как минимум полтора литра чая, то есть режим без каких-либо ограничений. В этом заслуга новой системы приготовления пищи, термоса и фильтра для воды.
10 сентября. День седьмой, Большой Сабск – ручей Дровостечный
Утром совсем недолго моросил дождь, но часам к девяти распогодилось. Несмотря на первое впечатление о стоянке, я прекрасно отдохнул. Вопрос о сходе с маршрута снят. Самочувствие моё можно считать нормальным, а водные процедуры вкупе с ужином и отличным сном придали свежих сил.
Деревня Большой Сабск встретила меня солнцем и усилением течения реки. В черте населённого пункта оказалось даже несколько весьма чувствительных порогов! Вдохновлённый, я несколько огорчился последующим километром спокойной воды. Но череда порогов только началась, и сопровождала она меня до самого финиша.
Около шести часов вечера, не в силах продолжить путь, я выбрался на пригорок… И увидел долину реки, по которой только что прошёл, во всей красе. Здесь же нашлась отличная стоянка, которой я и воспользовался. Этот день не побил рекордов по пройденному расстоянию, но точно стал самым богатым на впечатления. А так же самым продуктивным по добыче солнечной энергии: из болтавшейся весь день на носовой герме батареи удалось выжать около тридцати пяти процентов ёмкости батареи смартфона.
Здесь стоит сказать, что результат этот не так плох, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что постоянно ориентировать панель перпендикулярно солнечным лучам на пакрафте не представляется возможным. Лодку постоянно вертит относительно реки, реку – относительно земной оси. А на узких участках лес и вовсе полностью скрывает гладь воды тенью. Думаю, если бы я стоял на днёвке и своевременно поправлял солнечную панель, удалось бы достичь полного заряда батареи смартфона.
За пару часов до остановки на ночлег я зашёл в прибрежный лес, посмотреть, как обстоят дела с грибами. Маслята, белые и моховики росли на каждом квадратном метре! Набрав полные руки, я вернулся в лодку, пообещав себе на ужин грибную похлёбку. И вот, достигнув места стоянки, сдержал обещание: наелся свежайших белых. Довольный ужином, я разрешил себе не умываться на ночь и перебрался в спальник.
11 сентября. День восьмой, ручей Дровостечный – Кингисепп
Ночь выдалась необыкновенно тихой и безоблачной. А вот к утру небо подёрнулось дымкой, скрылась за полупрозрачной пеленой и гладь реки. Вид на долину, укутанную жемчужным утренним туманом, располагал к тому, чтобы остаться здесь на день, два, неделю… Но, думаю, и этого времени не хватило бы, чтобы насладиться сполна красотой этого места. Поэтому я всё же решил собираться в дальнейший путь, но не сильно при этом торопясь. Сегодня нужно было как можно ближе подойти к посёлку Клённо, чтобы завтра дневной электричкой отправиться в Петербург.
Когда утренний туман немного рассеялся, был уже полдень. Я успел позавтракать, подремать, прогуляться по дорожке вдоль берега и, вернувшись, пообедать – но дольше тянуть не стоило.
Путь до деревушки Поречье прошёл гладко, с локальными ускорениями в виде перекатов. По берегам встретилось несколько хороших стоянок, а в месте впадения в Лугу речки Долгая – выход красного песчаника.
А вот дальше стало больше разливов и тихой воды. Увы, местность на подходе к Клённо не баловала удобными подходами к берегу, а стоянок я здесь и вовсе не нашёл. Кроме того, чувствовалась близость большого населённого пункта: моторные лодки, отдыхающие и рыбаки по берегам… Пришлось предпринять пятикилометровый переход в Кингисепп, чтобы заночевать в городе и поутру выбираться оттуда первым транспортом.
После Клённо течение вновь усилилось, протащив усталого путника ещё с километр. А вот после разлив сильно зарос… Течение потерялось, и к открытой воде пришлось пробиваться через сплошной ковёр водной растительности, орудуя веслом как мачете.
Зато дальше мне посчастливилось наблюдать один из самых красивых закатов. Как скуден мой язык, что не в состоянии описать многообразие линий, текстур и оттенков, увиденных глазами! Ещё и пристать к берегу удалось успеть в сумерках, поужинать и собраться, не используя фонаря. Упаковав лодку и переодевшись, я вызвал такси и допил чай, любуясь вечерним небом.
P.S. За рамками моего рассказа осталась ночь, проведённая в специфической атмосфере провинциального городка. Скажу лишь о возникшем у меня стойком ощущении, что “лихие девяностые” задержались здесь до сих пор и не собираются никуда уходить…